Утренний кофе. Гигантские вирусы Гренландии
Яд многих змей разрушает кровеносные сосуды, что может приводить к очень серьезным последствиям для организма. Идет поиск способов противостояния этому эффекту, однако исследования на клетках не дают полной картины. Ученые создали очередную модель «органа-на чипе», в этот раз для малых кровеносных сосудов. После этого они воздействовали на 3D-культуру ядом. Как разрушаются стенки сосудов, можно посмотреть в этом видео. Подробнее.
Обычно вирусы имеют размер 20–200 нм, а бактерии — 2–3 мкм. Гигантские вирусы достигают размера 2,5 мкм. Они были обнаружены в 1981 году в океане; пока что не так много известно об их природе. Недавно гигантские вирусы нашли в образцах снега Гренландии, которые также содержали водоросли. Высказываются предположения, что вирусы контролируют численность водорослей, но пока это не было доказано. Подробнее.
Ранее считалось, что зиготы получают митохондрии только от матери, а отцовские клетки никак не влияют на митохондриальный геном. Однако оказалось, что сперматозоиды несут фрагменты митохондриальной РНК, которые регулируют экспрессию генов митохондрий в ходе раннего эмбриогенеза. Новое исследование показало, что именно этот механизм лежит в основе влияния, которое оказывает диета и метаболический статус отца до зачатия на здоровье ребенка. У самцов мышей с ожирением чаще рождались детеныши, склонные к метаболическим заболеваниям. Подробнее.
При адаптивной миелинизации более активные нейронные цепи получают больше миелина. Это происходит, например, в процессе обучения или запоминания. Но этот же механизм вовлечен в развитие зависимости от наркотиков. В опытах на мышах исследователи показали, что даже одна доза морфия запускает пролиферацию специализированных стволовых клеток, которые становятся продуцирующими миелин олигодендроцитами, в области мозга, отвечающей за вознаграждение и зависимость. Поведение таких мышей изменялось — они проводили больше времени в той части клетки, где они ранее получали морфий. Если подавить миелинизацию, изменений поведения не происходит. Подробнее.
Анализируя «генную пустыню» (участок на хромосоме 21, где нет белоккодирующих генов), ученые обнаружили участок ДНК, который ведет себя как энхансер близлежащих генов. В макрофагах он активирует экспрессию гена ETS2, что повышает риск воспалительных заболеваний кишечника. Авторы исследования надеются, что, воздействуя на этот ген, можно будет облегчить симптомы этих заболеваний. Лекарств, таргетирующих ETS2, пока нет, но ингибиторы MEK, применяемые при терапии рака, тоже могут снижать его уровень. Подробнее.