Попадание фибриногена в мозг нарушает развитие мозжечка у недоношенных детей
Повреждения мозжечка и нарушения его развития — одни из ведущих факторов возникновения связанных с нервной системой патологий у недоношенных детей. Ученые из США показали, что фибриноген, проникающий в мозжечок при внутримозговом кровотечении, блокирует сигнальный путь белка sonic hedgehog и нарушает пролиферацию клеток-предшественников нейронов мозжечка, что приводит к уменьшению объема этого отдела мозга.
Повреждения мозжечка и мозжечковая гипоплазия — одни из основных факторов риска развития когнитивных, моторных и прочих нарушений у недоношенных детей. При этом точные механизмы повреждения мозжечка оставались не до конца ясны. Исследователи из США установили, что проникновение фибриногена через гематоэнцефалический барьер при внутримозговом кровоизлиянии у недоношенных новорожденных блокирует сигнальные пути в клетках предшественниках нейронов мозжечка и нарушает развитие последнего.
Авторы проанализировали данные о 29 детях 4 и 3 степени недоношенности (рождение до 28 недели беременности и на 28-31 неделях соответственно). МРТ-исследование выявило у 22 (37%) кровоизлияние в районе мозжечка (cerebellar hemorrhage, CBH), при этом более высокая степень недоношенности и меньший вес были ассоциированы с большим риском развития CBH. Кровотечения средней тяжести и тяжелые были ассоциированы с уменьшением объема мозжечка. В то же время другие факторы, такие как послеродовые инфекции, подобной ассоциации не показали. Однако в сочетании CBH и инфекции приводили к наибольшему (более чем вдвое) уменьшению объема мозжечка.
Пагубное воздействие проникновения фибриногена в ткани мозга ранее было описано на взрослых пациентах. По этой причине авторы предположили, что именно фибриноген может объяснять связь между CBH и нарушением развития мозжечка. В моделях нейровоспаления на новорожденных мышах действительно наблюдалось накопление фибриногена в тканях мозжечка. Чтобы подтвердить свои предположения, ученые вводили в мозг новорожденным мышам плазму крови, чистый фибриноген и искусственную спинномозговую жидкость (отрицательный контроль). Плазма от мышей дикого типа значительно снижала вес мозжечка, в то время как введение плазмы от мышей с нокаутом гена, отвечающего за синтез фибриногена, не приводила к значимому снижению размеров мозжечка. Введения чистого фибриногена было достаточно, чтобы вызвать нейровоспаление и уменьшение объема мозжечка.
Рост мозжечка на данных стадиях развития осуществляется за счет клеток-предшественников нейронов мозжечка (cerebellar granule neuron progenitors, CGNP). Их пролиферация управляется белком sonic hedgehog (SHH), который активирует экспрессию генов Gli1, Mycn и Ccnd1. Инкубация мышиных CGNP с SHH самим по себе или в сочетании с фибриногеном показала, что присутствие фибриногена предотвращает активацию сигнального пути SHH и ведет к снижению числа CGNP, не вызывая при этом гибель клеток. Оказалось, что фибриноген существенно ингибирует пролиферацию CGNP уже при концентрации 0,3 мг/мл — это в восемь раз меньше, чем типичная концентрация в крови новорожденных. Эффект был заметен даже при концентрации в 1 мкг/мл. При этом повышение концентрации SHH не смягчало эффект фибриногена. Схожие результаты наблюдались и в in vivo
моделях. Так, нокаут фибриногена предотвращал повреждения мозжечка в мышиных моделях хронического нейровоспаления.
При травме мозга белок свертывания крови приводит к потере нейронов
Таким образом, работа описала ключевую роль фибриногена в развитии патологий мозжечка у недоношенных новорожденных. Дальнейшие исследования могут способствовать развитию таргетной терапии для предотвращения нарушения развития мозжечка после внутримозгового кровоизлияния.
Источник
Olivia Weaver et al, Fibrinogen inhibits sonic hedgehog signaling and impairs neonatal cerebellar development after blood–brain barrier disruption // PNAS, Vol. 121, No. 31 e2323050121, published July 23, 2024, DOI: 10.1073/pnas.2323050121