Живой вирус гриппа А иначе действует на плод при заражении беременной мыши, чем его миметик
Ранее было показано, что заражение вирусом гриппа А во время беременности повышает риски нарушений нейроразвития, таких как шизофрения или расстройства аутистического спектра. Причем нарушения связаны не с самим вирусом, а с активностью иммунной системы матери. Многое известно о механизмах этих процессов, однако их обычно изучали на мышах при воздействии вирусным миметиком (синтетическими двухцепочечными РНК, поли I:C), а не настоящим вирусом. Исследователи из США проверили, сохранятся ли выявленные закономерности при использовании вируса гриппа А дикого типа.
На мышей воздействовали двумя дозами вируса, имитирующими умеренное и тяжелое заражение, в период беременности, соответствующий концу первого триместра у человека. Через два и семь дней авторы отслеживали заражение в легких и кишечнике матери, а также его влияние на мозг плода. Оказалось, что при использовании миметиков большую роль играет интерлейкин 17, вырабатываемый в первую очередь T-хелперами 17 в желудочно-кишечном тракте матери. Но живой вирус не активировал его выработку, в то же время влияние на кору плода сохранялось — верхний слой нейронов был тоньше при введении высокой дозы вируса.
Также под действием высокой дозы вируса микроглия плода приобретала воспалительный фенотип, а пограничные макрофаги (border-associated macrophages, BAM) были более активны и многочисленны. Активность BAM не была показана в исследованиях на миметиках. Авторы подчеркивают необходимость проведения опытов с живыми вирусами.