Анализ ДНК из пятна крови Марата помог установить причину его болезни

Испанские, французские и британские исследователи секвенировали ДНК из пятна крови на газетах, которые просматривал Жан-Поль Марат в момент гибели, и выяснили, что кожное заболевание, от которого он страдал, — скорее всего, себорейный дерматит, осложненный вторичной бактериальной инфекцией. Анализ человеческой ДНК из образца не противоречил известным биографическим сведениям.

Убийство Марата. Жан-Жозеф Вертс, 1880

Жан-Поль Марат, один из вождей Французской революции, был убит у себя дома в ванной 13 июля 1793 года; его заколола дворянка Шарлотта Корде, сторонница жирондистов. Известно, что у Марата было тяжелое кожное заболевание, которым он заразился то ли от пациентов (Марат был не только журналистом, но и врачом), то ли спасаясь от преследователей в канализационных тоннелях Парижа. По свидетельствам современников, сильный зуд делал его характер еще более свирепым. Именно по этой причине он работал и принимал посетителей, сидя в ванне, — теплая вода облегчала раздражение. О природе заболевания высказывались разные гипотезы: сифилис, кожный туберкулез, чесотка, вызванная клещами, себорейный дерматит, атопическая экзема и т.п.

В момент смерти Марат просматривал старые номера своей газеты «Друг народа», и эти газеты с пятнами крови сохранила его сестра Шарлотта Альбертина; в настоящее время они принадлежат Национальной библиотеке Франции. Исследователи сделали смывы с пятен крови и для контроля — с не запачканного кровью участка бумаги, экстрагировали ДНК, создали библиотеки и секвенировали их на платформе Illumina (HiSeq 4000). Полученные риды классифицировали, отделив последовательности человеческой ДНК от микробных.

Из пятна крови получили 568 623 176 ридов, причем 74 244 610 картировались на человеческий геном. Удалось получить полный митохондриальный геном со средней глубиной покрытия 4.038x, а также фрагменты ядерного генома (глубина покрытия 0.029x). Среди гаплотипов мтДНК преобладал H2a2a1f, хотя были найдены и другие. Из соотношения ридов половых хромосом к аутосомной ДНК авторы заключили, что кровь принадлежит мужчине. Для дальнейшего исследования использовали только риды с характерными признаками древней ДНК (в частности, с постмортальным дезаминированием — заменами С на Т или G на А в концевых участках.

ДНК-анализ подтвердил имеющиеся данные о семье Марата. Его родителями были Джованни Мара, родившийся в Сардинии (букву «т» к своей фамилии он добавил, чтобы она выглядела на письме более «французской») и Луиза Каброль из Кастра, города на юге Франции. Чтобы подтвердить происхождение донора крови, использовали метод главных компонент и анализ ADMIXTURE. Как утверждают авторы работы совпадение было бы еще полнее, если принять за правду, что предки отца Марата сами были не сардинцами, а потомками итальянских или испанских иммигрантов.

Гораздо интереснее оказались данные по геномам микроорганизмов. Понятно, что среди них должны были встречаться те, что живут на старой газетной бумаге или размножаются в пролитой крови. Однако присутствовали и оппортунистические патогены человека, принадлежащие к родам Acidovorax, Acinetobacter, Burkholderia,Chryseobacterium, Corynebacterium, Cutibacterium, Micrococcus, Moraxella, Paraburkholderia,Paracoccus, Pseudomonas, Rothia, Staphylococcus, Streptococcus, а также одноклеточные грибки Aspergillus, Penicillium, Talaromyces, Malassezia, небольшое количество ридов относилось к вирусам папилломы человека 179 и 5, герпесвирусу типа 6B.

Смывы с бумаги, на которую не попала кровь, содержали меньшую долю ридов Aspergillus и Acinetobacter, но это могло быть связано с тем, что данные виды активнее размножались в кровавых пятнах. Авторы сосредоточились на микроорганизмах, которые могли вызвать симптомы, подобные тем, что наблюдали у Марата. Анализ микробиома образца позволил исключить сифилис, проказу, туберкулез, диабетический кандидоз, чесотку, вызываемую клещами (ДНК членистоногих вообще не была обнаружена). Зато в образце была обнаружена ДНК Malassezia restricta, грибкового патогена, вызывающего себорейный дерматит. Она присутствовала и в пятне крови, и на чистой бумаге (которую Марат наверняка касался пальцами). И положение мтДНК этого образца грибка на современном филогенетическом дереве (ближе к основанию), и характерные повреждения свидетельствовали в пользу ее древности.

Кроме того, присутствовали риды золотистого стафилококка, который отвечает за большинство случаев атопической экземы. Но малое количество ридов позволяло предположить, что это скорее вторичная инфекция, а не первопричина заболевания. Также была найдена ДНК Cutibacterium acnes; эта бактерия — часто нормальной микробиоты кожи, но может и способствовать появлению сильных угревых высыпаний.

Дальнейшие исследования бумаг Марата, бывших при нем в момент убийства, по мнению авторов, могут прояснить дальнейшие детали: например, была ли бактериальная инфекция действительно вторичной по отношению к грибковой.

Это не первая ДНК-экспертиза образца той эпохи. В 2014 году были опубликованы результаты исследования ДНК из пятна крови, предположительно принадлежащей Людовику XVI и собранной после его казни. Однако подлинность образца не подтвердилась.

Toni de-Dios, et al. // Metagenomic analysis of a blood stain from the French revolutionary 1 Jean-Paul Marat (1743-1793). // Препринт статьи на bioRxiv // DOI: 10.1101/825034