B-клеточная память лучше формируется после нетяжелой коронавирусной инфекции

Структура популяции B-клеток, специфичных к S-белку SARS-CoV-2, зависит от тяжести протекания COVID-19. У пациентов, перенесших нетяжелую инфекцию, выше доля B-клеток, ассоциированных с продолжительным гуморальным иммунитетом, по сравнению с таковой у «тяжелых» пациентов.

halfpoint | 123rf.com

Ученые из США проверили, как тяжесть перенесенного COVID-19 влияет на фенотип B-клеток памяти, образующихся после болезни.

Они работали с образцами крови 16 пациентов, госпитализированных с COVID-19: у 11 из них инфекция была нетяжелая, у пяти — тяжелая (была необходимость в инвазивной механической вентиляции легких или ЭКМО). Кровь у нетяжелых пациентов брали после выписки из больницы (медианное время от начала симптомов составило 30 дней) и через 32 дня от начала симптомов у тяжелых пациентов. Дополнительно у некоторых участников исследования с нетяжелым протеканием COVID-19 брали образцы крови в более ранней временной точке (медиана — 18 дней от начала симптомов) и приблизительно через пять месяцев от начала симптомов. В качестве контроля использовались мононуклеарные клетки периферической крови трех здоровых доноров, полученные до пандемии.

Ученые детектировали различные подтипы B-клеток с помощью проточной цитометрии. Доля клеток, специфичных к S-белку SARS-CoV-2, была одинаковой у пациентов из обеих групп. Не было разницы и в соотношении B-клеток, экспрессирующих IgA, IgM и IgG к коронавирусу. В обеих группах преобладали IgG+ B-клетки.

Однако более детальный анализ выявил различия. Так, у IgG+ B-клеток, образовавшихся после нетяжелого COVID-19, была повышена экспрессия транскрипционного фактора T-bet, чего не наблюдалось после тяжелой инфекции. Среди T-bet+ IgG+ B-клеток преобладала субпопуляция, экспрессирующая также маркеры FcRL5, CD11c, CD27 и CXCR3 при отсутствии CD21 и CXCR5. Это паттерн маркеров характерен для активированных B-клеток памяти. Согласно литературным данным, такой фенотип соответствует длительному гуморальному иммунитету. В целом полученные результаты говорят о преобладании B-клеток, ассоциированных с продолжительным иммунитетом, у пациентов, перенесших нетяжелый COVID-19, по сравнению с тяжелыми пациентами, и это указывает на влияние характера протекания инфекции на B-клеточный ответ.

Через пять месяцев фенотип B-клеток памяти, специфичных к S-белку SARS-CoV-2, изменился с активированного на покоящийся. Уровень B-клеток, экспрессирующих T-bet, снизился, и авторы предположили, что их обилие может свидетельствовать о недавнем контакте с инфекцией. Кроме того, изменилась структура субпопуляций T-bet+ B-клеток — это говорит о продолжающейся эволюции B-клеточной памяти.

Полученные результаты позволяют предположить, что иммунологическая память более эффективно формируется после нетяжелого COVID-19. По мнению авторов, это может влиять на вероятность повторного заражения и тяжесть повторной инфекции.

Raphael A. Reyes, et al. SARS-CoV-2 spike-specific memory B cells express higher levels of T-bet and FcRL5 after non-severe COVID-19 as compared to severe disease. // PLoS ONE, 16(12): e0261656, Published: December 22, 2021; DOI: 10.1371/journal.pone.0261656