Большое депрессивное расстройство ускоряет клеточное старение на годы

Давно существует предположение, что большое депрессивное расстройство (БДР) связано с ускоренным биологическим или клеточным старением. Ученые из США подтвердили это с помощью разработанных ими эпигенетических часов GrimAge. Оказалось, что у людей с БДР клеточный возраст примерно на два года больше, чем у здоровых контролей.

Sergii Gnatiuk | 123rf.com

Большое депрессивное расстройство (БДР) ассоциировано с ранней смертностью. У людей с БДР также повышен риск болезней, связанных со старением, таких как сердечно-сосудистые заболевания, сенильная деменция, остеопороз и диабет. Причем риск не зависит от стиля жизни, так что возможная причина — ускоренное биологическое или клеточное старение.

Хронологический возраст предсказуемо влияет на паттерн метилирования ДНК в некоторых CpG. Часть этих сайтов метилирования группируют в эпигенетические часы, по которым можно оценить биологический или клеточный возраст. Существует несколько таких часов, но обычно они слабо ассоциированы со смертностью. Ученые из США составили свои эпигенетические часы, которые назвали GrimAge.

Для создания GrimAge исследователи сначала идентифицировали CpG, метилирование в которых ассоциировано с уровнем белков — предикторов смертности в плазме человека или с историей курения. Затем эти часы «обучили» на большом количестве данных, которые включали информацию о времени смерти. В результате GrimAge лучше, чем другие эпигенетические часы, предсказывали смертность в пяти независимых когортах. Кроме того, «показания» часов были ассоциированы со временем наступления ишемической болезни сердца, гипертензией, диабетом 2 типа и ранней менопаузой. По сути, GrimAge — это суррогат истории курения и белков — биомаркеров заболеваний.

Ученые применили GrimAge к когорте из 49 соматически здоровых людей с БДР, которые не принимали лекарства, и к 60 здоровым контролям. Две группы значительно не различались по возрасту, полу, индексу массы тела, расе, этническому составу и истории курения.

У людей с БДР эпигенетические часы GrimAge были значительно ускорены по сравнению с контролями, то есть их клеточный возраст был примерно на два года больше. Причем этот результат оставался значимым при учете других переменных, таких как возраст, курение в настоящее время или индекс массы тела.

Таким образом впервые подтвердили с помощью эпигенетических часов, что БДР сопровождается ускоренным клеточным старением. Пока неясно, можно ли замедлить этот процесс с помощью терапии, но исследователи уже работают в этом направлении.

Protsenko E., et al. // “GrimAge,” an epigenetic predictor of mortality, is accelerated in major depressive disorder // Translational Psychiatry, 11, 193 (2021), published April 6, 2021, DOI: 10.1038/s41398-021-01302-0