Геномные исследования помогают искать лекарства для посттравматического стрессового расстройства

Используя данные программы «Миллион ветеранов» (Million Veteran Program), ученые из США провели полногеномные поиски ассоциаций (GWAS) и определили 18 генетических локусов, связанных с риском развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) или его симптомами. Среди них есть гены, для которых показаны взаимодействия с лекарствами, применяемыми при других психических расстройствах.

Katarzyna Białasiewicz | 123rf.com

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — тяжелое психическое состояние, возникающее после экстремального и опасного для жизни индивида события. По разным оценкам от 50 до 85% американцев переживают травмирующие события в течение жизни, однако у большинства ПТСР не развивается, что позволяет предположить влияние других факторов, помимо самого стресса. Давно известно, что предрасположенность к ПТСР передается по наследству. Данные, полученные в полногеномных поисках ассоциаций (GWAS), показывают, что ПТСР, как и другие психические расстройства, является высокополигенным. Это означает, что болезнь связана с множеством генетических вариаций, каждая из которых небольшой вклад.

В рамках нового исследования ученые Йельского университета и Калифорнийского университета в Сан-Диего проанализировали геномы более 250 000 участников программы «Миллион ветеранов», изучающей влияние генов, образа жизни и военного опыта на здоровье ветеранов вооруженных сил США. Приблизительно у 36 000 человек было диагностировано посттравматическое стрессовое расстройство. В общей сложности идентифицировано 18 значимых локусов.

Поскольку высокое разнообразие проявлений ПТСР может препятствовать обнаружению генетических факторов риска, в этом исследовании искали не только гены, общие для всех пациентов с ПТСР, но и гены, связанные с клиническими симптомами, типичными для этого расстройства. Такие симптомы включают в себя повторное переживание травмирующего события, гипервозбудимость или острый гнев и раздражительность, а также избегание людей, которые могут быть связаны с пережитой травмой.

Исследователи обнаружили сходные генетические черты между всеми тремя группами симптомов. Тем не менее для некоторых вариантов генов была найдена связь только с одним или двумя симптомами. Интересно, что отдельные варианты, связанные со всеми симптомами ПТСР, были ассоциированы и с другими психоневрологическими расстройствами — например, варианты гена MAD1L1, который задействован в регуляции клеточного цикла, также связаны с шизофренией и биполярным расстройством.

Авторы выбрали гены, в значительной степени ассоциированные с ПТСР и его симптоматикой, и отобрали среди них те, экспрессия которых регулируется в коре головного мозга, лобной коре, передней поясной извилине и прилежащем ядре. Восемь генов (ARHGAP27, ARL17A, CRHR1, DND1P1, LRRC37A2, LRRC37A4P, PLEKHM1 и RBM6) проверили по базам данных на возможные взаимодействия с лекарственными средствами. Два из них CRHR1 и PLEKHM1, были идентифицированы как потенциальные мишени лекарств, назначаемых при других заболеваниях, например, при большом депрессивном расстройстве.

«Наше исследование указывает на некоторые лекарства, которые в настоящее время применяются для лечения других болезненных состояний, но могут быть перепрофилированы для лечения посттравматического стресса», — заявляет соавтор исследования Мюррей Штайн, заслуженный профессор психиатрии и общественного здравоохранения Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Также о биомаркерах ПТСР на PCR.news