Гены, ассоциированные с алкоголизмом, связаны с другими психическими заболеваниями

Исследователи из Медицинского центра Маунт-Синай опубликовали результаты масштабного мультиомиксного анализа, который выявил гены, ассоциированные с алкогольной зависимостью и неумеренным потреблением спиртного. Некоторые из этих генов также ассоциированы с другими психическими заболеваниями, включая болезнь Альцгеймера.

umbertoleporini | 123rf.com

Сотрудники Школы медицины Икана Медицинского центра Маунт-Синай применили мультиомный подход, чтобы получить новые данные о генетике алкогольной зависимости. Расстройства употребления алкоголя (alcohol use disorders, AUD) возникают под влиянием социокультурных факторов, однако также в средней степени (на 50–60%) обусловлены генетически. Исследования геномных ассоциаций (GWAS) показали связь с AUD для 29 геномных локусов, включающих 66 генов — это наибольшее на данный момент число ассоциируемых сигналов для аддиктивных расстройств. Кроме того, GWAS установили некоторую разницу между AUD и количеством потребляемого алкоголя, которое измеряется в случаях потребления за неделю (drinks per week, DPW). Различные виды алкогольной зависимости ассоциированы с повышенной генетической предрасположенностью к другим психическим расстройствам и, что неожиданно, с предрасположенностью к образовательным успехам. В свою очередь, DPW проявляет отрицательную корреляцию с достижениями в образовании и вовсе не коррелирует с предрасположенностью к нейродегенеративным заболеваниям.

Эти результаты указывают на то, что AUD и DPW (алкогольная зависимость и уровень потребления алкоголя) — не совсем одно и то же. Первое в значительной мере определяется генетическими факторами, на второе гораздо сильнее влияют социально-экономические факторы.

Для выявления генов и вариантов, связанных с AUD и DPW, исследователи провели мультиомиксный анализ 138 образцов мозга человека из Банка мозга Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) и сопоставили их с данными о потреблении алкоголя этими людьми при жизни. Были получены данные по экспрессии и метилированию и исследованы локусы количественных признаков, связанные с уровнями экспрессии и метилирования (eQTL и mQTL). Авторы использовали данные, полученные в других исследованиях взрослого мозга и мозга плода, а также миелоидных клеток взрослых людей. Интересно, что среди вариантов, ассоциированных с AUD и DPW, было много генов, которые экспрессируются на ранних этапах развития мозга.

Все имеющиеся данные исследователи проанализировали, используя методы на основе менделевской рандомизации. Им удалось выявить десятки генов, ассоциированных с AUD и DPW. В частности, вариант rs56030824 на хромосоме 11 значительно снижает экспрессию мРНК гена фактора транскрипции SPI1 в миелоидных клетках и уменьшает риск AUD и DPW. Ген MAPT оказался специфически связанным как с AUD, так и с DPW.

Некоторые исследования демонстрировали связь между повышенными уровнями экспрессии SPI1 и большим депрессивным расстройством, шизофренией, болезнью Альцгеймера. Продукт этого гена регулирует экспрессию генов и специфических экспрессируется в микроглии.

Ген MAPT, находящийся на хромосоме 17, кодирует тау-белок, который играет важную роль в развитии нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера.

«Сейчас разрабатываются анти-тау средства для лечения таупатий, в том числе болезни Альцгеймера. Их следует испытать и на модели AUD», — говорит руководитель исследования Элисон Гоут.

Kapoor, M., et al. Multi-omics integration analysis identifies novel genes for alcoholism with potential overlap with neurodegenerative diseases. // Nature Communications, 2021. DOI:  10.1038/s41467-021-25392-y