История шерстистой собаки: происхождение и вымирание

Коренные жители побережья моря Селиш (северо-запад Северной Америки) долгое время разводили шерстистых собак — вымершую породу, которая когда-то ценилась за уникальный длинный подшерсток. Анализ ДНК шерстистой собаки по кличке Маттон, жившей в XIX веке, в сочетании с рассказами селишей позволил больше узнать об этой породе: статья в Science описывает происхождение, генетические основы шерстистости и факторы, которые привели к вымиранию шерстистых собак.

Реконструкция шерстистой собаки на основе шкуры и археологических останков. Мотив на фоне стилизован под ткацкий узор, использовавшийся береговыми салишами при изготовлении одеял из собачьей шерсти.
Karen Carr

Шерстистые собаки — ныне вымершая порода, которую долгое время разводили коренные американцы на побережье моря Селиш, расположенного у Северо-Запада Северной Америки. Международный коллектив исследователей проанализировал происхождение и генетику этой породы. Ученые определили кандидатные генетические варианты, которые, вероятно, определяют фенотип породы, а затем объединили эти данные с полученными от местных жителей сведениями о значении шерстистых собак в обществе побережья Селиш и о том, как колониальная политика напрямую привела к их исчезновению.

Собаки были завезены в Америку из Евразии через северо-запад Северной Америки около 15 тысяч лет назад и на протяжении тысячелетий были повсеместно распространены в обществах коренных жителей северо-западного побережья Тихого Океана. Народы побережья Селиш разводили несколько разновидностей собак, в том числе шерстистых — их отличительной чертой был густой подшерсток, который использовали для ткачества.

Единственная сохранившаяся шкура вымершей шерстистой собаки принадлежала псу по имени Маттон, за которым ухаживал натуралист и этнограф Джордж Гиббс во время исследования северо-западной границы (1857–1862 гг.). Авторы публикации в Science секвенировали ядерный и митохондриальный геном Маттона и сравнили их с другими современными и древними собаками разных пород. Маттон оказался носителем гаплотипа A2b митохондриальной ДНК (мтДНК) — и относился, таким образом, к коренным североамериканским собакам.

Сравнение мтДНК Маттона с другими собаками объединило его в одну кладу с древней собакой, жившей около 1500 года до н.э., и двумя аляскинскими собаками (3763 год до н.э.). Ученые провели анализ митохондриальной филогении с помощью молекулярных часов и выяснили, что их общий митохондриальный предок жил между 4776 и 1853 годами до н.э.

Ученые проанализировали родословную Маттона и на основе ядерного генома, включив в исследование 217 древних и современных собак. F3 статистика выявила следы генетического дрейфа, общие для Маттона и доколониальных собак (в частности, с собакой из Ньюфаундленда, жившей около 4020 лет до н.э., и из Вирджинии, жившей около 1000 лет до н.э.). D-статистика также указала на то, что предки Маттона, не относящиеся к доколониальным собакам, вероятно, произошли от интродуцированных европейских собак. Чтобы уточнить эти результаты, исследователи воспользовались F4 статистикой и показали, что 84% предков Маттона были доколониальными собаками, а оставшиеся 16% — европейскими.

Чтобы выяснить, какие генетические механизмы определяют шерстистый фенотип собак, ученые оценили отношение несинонимичных замен к синонимичным (dN/dS) в кодирующих регионах. Они отбирали гены, в которых отношение dN/dS было повышено у Маттона, но не у других собак. В число таких генов вошел KANK2 — регулятор стероидного сигналинга. Мутация, выявленная у Маттона, вызывает фенотип «шерстяных» волос у человека. Также среди кандидатных генов оказался представитель семейства кератинов KRT77. Несколько членов этого семейства подвергались отбору у шерстистых мамонтов. Кроме того, мутации в генах кератина нередко связаны с кудрявой шерстью у других собак, крыс и мышей. Помимо этого, повышенной долей несинонимичных замен характеризовались гены, которые у человека отвечают за целостность кожи и соединительной ткани (CERS3, PRDM5 и HAPLN1).

Размножение шерстистых собак строго контролировали, чтобы сохранить их ценный для ткачества шерстяной покров. Их длительное разведение могло отразиться на нуклеотидном разнообразии и, следовательно, на гетерозиготности Маттона. И действительно, его гетерозиготность лежала в самом низком диапазоне относительно современных пород. Из-за недавней европейской примеси, отмечают исследователи, геном Муттона должен быть более гетерозиготен, чем геном его недавних предков — шерстистых собак.

К шерстистым собакам относились как к любимым членам семьи. По словам Дебры Спэрроу, мастера-ткачихи из племени маскуэм, ее дед рассказывал ей, что эти собаки, жившие в каждой деревне, «были как золото». Они высоко ценились и отражали богатство и статус женщин племени береговых салишей, которые тщательно ухаживали за животными.

Выживание шерстистых собак зависело от выживания тех, кто за ними ухаживал. Из-за болезней и колониальной политики общинам салишей становилось все труднее содержать шерстистых собак, или же это вовсе запрещалось — политика приводила к криминализации культурных обычаев коренных народов, и женщины, ухаживавшие за шерстистыми собаками, стали особой мишенью.

Старейшина племени Стауло (Stó꞉lō) Рена Пойнт Болтон, которой в 2022 году исполнилось 95 лет, вспоминает, как ее прабабушка держала шерстяных собак, но ее заставили от них отказаться: «Им сказали, что они не могут заниматься своими культурными делами. Были полиция, индейский агент и священники. Собаки были запрещены. Ей пришлось избавиться от собак».

Но, несмотря на их исчезновение, память о шерстистых собаках по-прежнему живет в племенах на побережье моря Селиш. Ткачество и шерстистые собаки переплетаются в культуре и обществе, которые невозможно отделить от длительного проживания на их исконных землях — и ткачи, художники и старейшины продолжают поддерживать традиционные знания и практики ткачества.

Уточнен таксономический статус китайской горной кошки