Культурный винный виноград пришел в Европу из Западной Азии

Итальянские ученые показали, что винный виноград одомашнили на западе Азии. Оттуда линия культурного винограда распространилась в Европу. Авторы работы также нашли свидетельства неоднократной интрогрессии местных европейских популяций дикого винограда в одомашненную линию с востока. После прохождения винным виноградом «бутылочного горлышка» при одомашнивании его генетическое разнообразие значимо не снизилось.

nikkiphoto | 123rf.com

Филогения винных сортов винограда Vitis vinifera L. subsp. sativa тесно связана с историей древних народов, населявших Каспийский бассейн, Ближний Восток и Средиземноморский бассейн. Предполагается, что культивация винного винограда и виноделие зародились на Южном Кавказе, на севере Плодородного полумесяца или в Леванте после одомашнивания Vitis vinifera subsp. sylvestris. Однако в ботанической классификации винограда и в истории виноделия есть много нераскрытых вопросов. Дикий виноград относится к кладе sylvestris var. typica (характерной для Кавказа) или sylvestris var. aberrans (ныне редкой, но когда-то широко распространенной в Каспийском бассейне). Культурный виноград разделяют на три экогеографические группы: orientalis, pontica и occidentalis. Orientalis считается предковой группой, морфологически схожей с sylvestris var. aberrans. Pontica более похожа на восточную форму sylvestris var. typica. Есть разные мнения о происхождении винных сортов винограда Западной Европы. Согласно одной гипотезе, происходил реципрокный обмен генов между привнесенным с востока виноградом sylvestris и местными дикими популяциями. Согласно другой гипотезе, одомашнивание винограда происходило по крайней мере дважды, на востоке и на западе, и западноевропейские винные сорта винограда имеют другое происхождение, чем западный sylvestris.

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, ученые из Италии проанализировали данные полногеномного секвенирования 204 образцов V. vinifera, включая sativa и sylvestris, а также десяти других представителей вида Vitis. Они нашли свидетельства, подтверждающие первую гипотезу происхождения западноевропейского винного винограда.

Авторы проанализировали 5 925 766 полиморфных сайтов. Только 8,2% SNP, обнаруженные у sylvestris, не были найдены у sativa, что говорит о генетической близости дикого и культурного винограда, как и ожидалось при первом сценарии распространения винограда на запад и умеренном влиянии «бутылочного горлышка» при одомашнивании. В отличие от многих других сельскохозяйственных видов, одомашнивание винограда не привело к значительной потере им генетического разнообразия.

Анализ геномов также подтвердил, что европейский винный виноград возник благодаря интрогрессии западных популяций дикого винограда sylvestris в одомашненную линию orientalis.

Также авторы обнаружили в геноме винограда три региона с пониженным генетическим разнообразием. Предположительно, они появились в результате искусственного отбора. В одном из этих региона выявили два гена, которые экспрессируются в ягодах одомашненного винограда и, вероятно, влияют на их размер и те морфологические признаки, которые делают ягоды привлекательными для употребления человеком и виноделия.

Magris G., et al. The genomes of 204 Vitis vinifera accessions reveal the origin of European wine grapes // Nature Communications, 12, 7240 (2021), published December 21, 2021, DOI: 10.1038/s41467-021-27487-y