Левотироксин не влияет на исход трансплантации сердца

Введение левотироксина (тиреоидного гормона) умершему донору сердца перед трансплантацией входит в стандартную клиническую практику многих медицинских центров, однако его эффективность не была доказана. В многоцентровом рандомизированном исследовании с участием гемодинамически нестабильных потенциальных доноров не удалось обнаружить преимуществ введения левотироксина при пересадке сердца. В то же время гормональная терапия значительно чаще приводила к развитию серьезных нежелательных явлений.

Credit:
123rf.com

Перед врачами-трансплантологами стоит важная задача сохранения донорских органов перед пересадкой. Она сопряжена с определенными трудностями, так как после смерти мозга может развиться сердечная дисфункция и гемодинамическая нестабильность. Существует предположение, что дело в нейрогормональной недостаточности, в том числе недостатке тиреоидных гормонов. На протяжении десятков лет врачи вводили потенциальным донорам левотироксин для сохранения целостности органов перед пересадкой. Но эффективность этой практики никогда не проверялась в крупных исследованиях.

Чтобы проверить, дает ли введение левотироксина преимущество при трансплантации, американские исследователи провели многоцентровое рандомизированное исследование с участием гемодинамически нестабильных потенциальных доноров сердца. Результаты работы опубликованы в журнале The New England Journal of Medicine.

Из 15 центров, которые приняли участие в исследовании, в 12 введение левотироксина является частью стандартной практики. Исследование не было слепым, все центры знали о назначениях для донора. Донорами сердца стали 453 человека. В группу плацебо (физраствор) вошли 223 донора, в группу с инфузией левотироксина — 230 доноров.

Первичной конечной точкой была трансплантация донорского сердца. Выживаемость реципиентов без механической поддержки кровообращения через 30 дней после трансплантации подтверждала безопасность вмешательства. Также отслеживали трансплантацию других органов, продолжительность вазопрессорной поддержки, время до эхокардиографии (как показатель достижения гемодинамической стабильности), неблагоприятные и серьезные нежелательные явления.

Среднее время от констатации смерти мозга до начала инфузий составляло 8 часов. У 21% доноров инфузия левотироксина была отменена или прекращена раньше 12-ти часов из-за развития гипертензии, тахикардии или аритмии. В группе плацебо 12% доноров получили левотироксин после 12-часового экспериментального периода, что не поощрялось, но было разрешено.

Тридцатидневная выживаемость трансплантата в группе левотироксина составила 97,4% (224 человека), в группе плацебо — 95,5% (213 человек), различие 1,9%. Как доказательство преимущества левотироксина авторы приняли разницу в 6%, но она не была достигнута. Отсутствие эффекта гормональной терапии не зависело от причины смерти донора, исходного уровня свободного Т4 и дозы вазопрессора.

Среднее количество трансплантированных органов на одного донора было равно четырем в обеих группах. Также между группами не было обнаружено разницы в потребности в вазопрессорах и среднем времени прекращения их приема, во времени до назначения эхокардиографии и фракции выброса левого желудочка.

Нежелательные явления достоверно чаще встречались в группе левотироксина, например, тяжелая гипертензия (26 случаев против 5) и тахикардия (16 против 3). Частота серьезных нежелательных явлений была одинаковой в обеих группах.

В результате не было обнаружено преимуществ терапии левотироксином для улучшения исхода трансплантации сердца — введение гормонов щитовидной железы не улучшает гемодинамическую стабильность доноров или показатели трансплантации органов. У доноров, получавших левотироксин, отмечено больше побочных явлений, за исключением серьезных нежелательных эффектов, которые могли бы привести к потере донора.

Жизнеспособность донорского сердца продлит вальпроевая кислота

Источник:

Rajat Dhar M., et al. Intravenous Levothyroxine for Unstable Brain-Dead Heart Donors // The New England Journal of Medicine. 2023; 389:2029-2038. DOI: 10.1056/NEJMoa2305969

Добавить в избранное