Меконий плода стерилен до рождения

Ученые из Канады и Германии исследовали меконий (первородный кал) детей во время кесарева сечения и сравнивали его с отрицательными контролями, в том числе с образцами воздуха операционной. Бактерии, обнаруженные в меконии, находились также и в контрольных образцах. Авторы исследования считают, что сведения о колонизации кишечника плода в утробе матери ошибочны и получены из-за контаминации.

luckybusiness | 123rf.com

Микроорганизмы кишечника оказывают огромное влияние на метаболизм и иммунитет. Вопрос, в какой момент происходит колонизация, остается открытым. Несколько исследований нашли бактериальную ДНК в меконии (первородном кале) младенцев, однако образцы зачастую отбирали через несколько часов или даже дней после рождения. Ученые из Канады и Германии анализировали меконий, полученный еще до рождения. Его отбирали во время кесарева сечения, назначенного из-за тазового предлежания плода после здоровой беременности.

Во время первого пилотного исследования собрали 16 мекониевых культур: восемь культивировали в аэробных условиях, восемь в анаэробных. В 11 (68,8%) обнаружили бактерии, в двух — больше одного вида. Нашли бактерии Staphylococcus epidermidis, Staphylococcus lugdunensis, Staphylococcus capitis, Staphylococcus caprae, Propionibacterium (Cutibacteriumacnes и Propionibacterium avidum.

Авторы исследования предположили, что источник бактерий — кожа матери. Образцы микроорганизмов кожи собрали до и после родов. До родов ученые обнаружили бактерии S. lugdenensisBacillus licheniformis и Clostridium perfringens; после — S. epidermidis, B. licheniformis и S. lugdunensis. Чтобы исключить заражение мекония микроорганизмами кожи, во время второго пилотного исследования перед операцией кожу матери продезинфицировали от подмышек до колен, после чего накрыли стерильной пеленкой. Из 22 образцов в девяти (40,9%) обнаружили микроорганизмы, в каждом образце по одному виду. Среди бактерий были S. epidermidis, S. capitis и P. acnes. Стерилизация привела к снижению числа микроорганизмов, поэтому ту же процедуру использовали в дальнейших исследованиях.

В основном эксперименте образцы мекония отобрали у 20 плодов во время кесарева сечения. Также протестировали несколько отрицательных контролей, включая воздух операционной комнаты. В семи образцах не обнаружили бактерий, ни в анаэробных, ни в аэробных культурах. В трех образцах микроорганизмы росли только в анаэробной культуре: S. epidermidis и P. acnes, в одном — только S. epidermidis в аэробной.

Секвенировали 16S рРНК в образцах, собранных у плодов до рождения, у младенцев сразу после рождения и через шесть месяцев, а также в отрицательных контролях. Состав образцов, собранных до рождения, статистически не отличался от отрицательных контролей. Образцы новорожденных была более похожи на образцы шестимесячных младенцев, чем на меконий плода или отрицательные контроли.

В меконии плода были обнаружены бактерии рода Halomonas (20 из 20 образцов), Rhodanobacter (19 из 20 образцов) и Pseudomonas (15 из 20 образцов); все эти бактерии были найдены также в отрицательных контролях. Единственный род бактерий, который неизменно находили в одном образце, но не в контролях, был Bacteroides.

«Тот факт, что колонизация кишечника новорожденных происходит во время и после родов, говорит не только об их уязвимости к раннему влиянию окружающей среды, но и о том, что существует окно для возможного вмешательства», — считает Дебора Слобода, профессор биохимии и биомедицины из Университета Макмастерa (Канада), один из авторов исследования.

Так, формирование раннего микробиома связывают с развитием атопического иммунного ответа и аллергической сенсибилизацией. Заселение кишечника младенца полезными микроорганизмами может предотвратить экзему, аллергию и астму по мере взросления; в раннем меконии сделать это будет достаточно легко благодаря отсутствию конкуренции (подробнее — на PCR.NEWS).

Kennedy K.M., et al. // Fetal meconium does not have a detectable microbiota before birth // Nature Microbiology (2021), published May 10, 2021, DOI: 10.1038/s41564-021-00904-0