Молодые и здоровые люди не были основной категорией жертв «испанки»

Информация, полученная из исторических источников, позволяет предположить, что испанский грипп поражал в первую очередь молодых и здоровых людей. Но анализ останков людей того времени, проведенный американскими и канадскими учеными, показал, что не все так просто. По-видимому, в первую очередь погибали люди с уже имеющимися заболеваниями или испытывающие иные стрессы.

Credit:

National Museum of Health and Medicine, Otis Historical Archives New Contributed Photo Collection / Wikimedia Commons | Пресс-релиз

В ходе пандемии испанского гриппа, начавшейся в 1918 году, был замечен феномен, который вызывает интерес у современных ученых. Вопреки ожиданиям, многие из жертв «испанки» были здоровыми молодыми людьми. Это противоречит представлениям о том, что наибольшему риску подвержены люди с ослабленным организмом и сопутствующими заболеваниями.

Чтобы прояснить вероятность летального исхода у прежде здоровых и больных людей, ученые проанализировали останки погибших, хранящиеся в Кливлендском музее. Они исследовали скелеты 369 человек, которых разделили на контрольную группу, умершую до «испанки» (288 человек) и анализируемую группу (81 человек), погибшую в разгар пандемии.

Длительный стресс организма, такой как инфекционные и хронические заболевания, а также тяжелые условия жизни, ведет к появлению различных дефектов костей: уменьшению размера скелета, нарушению структурной симметрии, повреждениям зубов и костной ткани. В качестве параметра предрасположенности к летальному исходу авторы выделили «хрупкость» (frailty) организма, которая определялась по наличию и состоянию повреждений надкостницы большеберцовой кости на момент смерти.

Авторы разделили анализируемую и контрольную группы по состоянию костей на три категории. Первая группа имела активные повреждения надкостницы. Вторая группа включала смешанные повреждения, указывающие на частичное заживление костной ткани на момент смерти. Третья группа имела восстановленные повреждения, кости были более гладкими. Затем исследователи сравнили возраст на момент смерти внутри каждой группы, используя метод выживаемости Каплана-Мейера и анализ пропорциональных рисков Кокса.

В результат самые низкие показатели выживаемости были обнаружены у лиц с активными поражениями. Медиана выживаемости у людей с активными поражениями — 36 лет (по сравнению с 39 годами в контрольной группе), а у пациентов с зажившими поражениями — 38,5 лет (по сравнению с 45 годами в контрольной группе). При статистической обработке результатов риск смерти во время пандемии у лиц с активными поражениями был в 2,7 раза выше, чем у лиц со смешанными поражениям.

То есть у людей, подверженных каким-либо стрессам, риск гибели был все же выше, чем у здоровых людей, вопреки сложившемуся мнению. «Результаты нашей работы противоречат историям и анекдотическим отчетам того времени, — говорит Аманда Висслер, доцент кафедры антропологии Макмастерского университета. — Это рисует очень сложную картину жизни и смерти во время пандемии 1918 года».

Вирусы сезонного гриппа H1N1 могут быть прямыми потомками «испанки»

Источники:

Wissler A., DeWitte S.N. Frailty and survival in the 1918 influenza pandemic // Proceedings of the National Academy of Sciences, published online 9-Oct-2023. DOI: 10.1073/pnas.2304545120

Цитата по пресс-релизу

Добавить в избранное