мРНК-вакцина против клещей защитила морских свинок от болезни Лайма

В комплексную вакцину вошли мРНК 19 белков из слюны клеща Ixodes scapularis. Вакцинированные морские свинки стали частично устойчивыми к укусам клещей — присосавшиеся клещи хуже питались и быстрее откреплялись. Иммунного ответа было достаточно, чтобы при укусе одного клеща — переносчика Borrelia burgdorferi животное избегало заражения болезнью Лайма.

kpixmining | 123rf.com

Черноногий клещ Ixodes scapularis широко распространен в Северном полушарии. Он переносчик различных опасных для человека бактерий и вирусов, в том числе Borrelia burgdorferi, возбудителя болезни Лайма. Известно, что после многократных укусов клеща у некоторых животных развивается резистентность, которая обусловлена привлечением воспалительных клеток к месту укуса. Естественная приобретенная резистентность к клещам наблюдалась у морских свинок, кроликов, коров — тех животных, которые не играют важную роль в естественном жизненном цикле клеща. Есть также свидетельства о развитии приобретенной резистентности у человека. Попытки разработки вакцины от болезни Лайма были не вполне успешны, в то же время продолжают появляться новые патогены, переносимые этими насекомыми. Ученые из США разработали прототип комплексной мРНК-вакцины против клещей.

В состав вакцины 19ISP (19 Ixodes scapularis proteins) вошли мРНК 19 белков, содержащихся в слюне клещей. РНК были синтезированы с включением модифицированных нуклеозидов и упакованы в липидные наночастицы (LNP). Эта технология была отработана ранее, в том числе при создании вакцин против SARS-CoV-2.

Три дозы 19ISP вводили морским свинкам с четырехнедельными интервалами. Спустя две недели после введения третьей дозы у вакцинированных животных был детектирован повышенный уровень антител IgG в крови к 10 из 19 белков. На каждую морскую свинку посадили клеща. У вакцинированных животных, в отличие от контрольной группы, на месте укуса развивалось значительное покраснение. Масса клещей, питавшихся на вакцинированных морских свинках, была значительно меньше контрольных. Спустя 96 часов после укуса 80% клещей открепились от вакцинированных животных (по сравнению с 20% у невакцинированных морских свинок).

Далее авторы изучили, как B. burgdorferi, возбудитель болезни Лайма, передается вакцинированным животным. Если морская свинка была укушена тремя клещами-переносчиками одновременно, но они были удалены при появлении заметного покраснения, то вакцинация 19ISP защищала животных от передачи B. burgdorferi (0 из 16 вакцинированных животных заразились, в контрольной группе заразились 6 из 13). Вакцинация защитила также от заражения болезнью Лайма при укусе одним переносчиком, который не был удален (не заразилось ни одно вакцинированное животное, при этом 3 из 5 контрольных морских свинок оказались заражены). В то же время вакцина оказалась не способна защитить животное от укуса трех клещей-переносчиков, которые не были вовремя удалены (в этом случае были заражены 3 из 5 вакцинированных животных и 4 из 5 контрольных).

Важно, что вакцинация 19ISP оказалась неэффективна для мышей. Авторы предполагают, что клещи приспособились к иммунному ответу мышей в ходе эволюции, поскольку мышь — важный участник естественного жизненного цикла клеща. Ученые надеются, что эффект вакцины для человека будет ближе к ответу морских свинок, чем мышей. В таком случае новую вакцину можно будет рассматривать как потенциальный способ борьбы с распространением болезни Лайма и других заболеваний, переносимых клещами.

Sajid A., et.al. mRNA vaccination induces tick resistance and prevents transmission of the Lyme disease agent // Science Translational Medicine, 13, 620, published 17 November 2021; DOI: 10.1126/scitranslmed.abj9827