Новая мишень для терапии рассеянного склероза

У пациентов с рассеянным склерозом увеличено содержание ALCAM-экспрессирующих B-клеток в сыворотке крови и в головном мозге. Вклад ALCAM в развитие РС показан на мышиной модели и в человеческих образцах.

Повреждение оболочки нервных волокон при рассеянном склерозе.

Credit: Designua | Shutterstock.com

В настоящее время в мире насчитывается более 2 млн. больных с рассеянным склерозом (РС), в том числе около 200 тысяч из них проживают в России. Причины возникновения заболевания до сих пор неизвестны, и в настоящее время у пациентов нет надежды на полное излечение.

Классический признак рассеянного склероза — ассоциированные с В-лимфоцитами олигоклональные иммуноглобулины в спинномозговой жидкости. Клиническая эффективность препаратов, направленных на уменьшение количества В-клеток, подтверждает их ведущую роль в развитии заболевания.

Патогенные лейкоциты используют различные молекулы для пересечения барьеров центральной нервной системы. Ранее было показано, что молекула адгезии активированных лейкоцитов (activated leukocyte cell adhesion molecule (ALCAM), или CD166) участвует в миграции моноцитов и Т-хелперов через гематоэнцефалический барьер.

В новой работе группа ученых из Канады и США обнаружила, что экспрессия ALCAM повышена в провоспалительных В-лимфоцитах. На мышиной модели аутоиммунного энцефаломиелита была показана прямая связь между количеством ALCAM-экспрессирующих B-клеток в головном, спинном мозге и оболочке головного мозга с тяжестью заболевания. У мышей, нокаутных по ALCAM, энцефаломиелит протекал легче, что соответствовало уменьшенному по сравнению с контролем количеству В-лимфоцитов в инфильтрате центральной нервной системы (ЦНС).

Ученые использовали модифицированную камеру Бойдена — устройство, которое обычно применяется для изучения хемотаксиса, — для оценки проникновения В-лимфоцитов через барьеры ЦНС. Выяснилось, что ALCAM-экспрессирующие человеческие B-клетки мигрируют через эндотелий гематоэнцефалического и менингеального барьеров. Далее авторы изучили образцы крови и посмертные образцы мозга от пациентов с РС и определили в них повышенное содержание ALCAM+ B-клеток по сравнению с образцами от здоровых людей. Основываясь на полученных данных, авторы утверждают, что роль ALCAM в миграции B-лимфоцитов через барьеры ЦНС несомненна, и нейтрализация этой молекулы лекарственными препаратами может если не предотвратить, то, по крайней мере, отложить развитие патологий, связанных с РС.

«В В-клетках пациентов с рассеянным склерозом молекула ALCAM имеет повышенный уровень экспрессии. Используя эту молекулу в качестве мишени, мы теперь сможем исследовать новые терапевтические возможности для лечения этого заболевания», — говорит доктор Прат, профессор Монреальского университета и один из авторов работы.

Michel L., et al. // Activated leukocyte cell adhesion molecule regulates B lymphocyte migration across central nervous system barriers// Science Translational Medicine. 13 Nov 2019: Vol. 11, Issue 518, eaaw0475; DOI: 10.1126/scitranslmed.aaw0475