Описана динамика T-клеточного ответа на малярийного плазмодия

Международная группа исследователей описала детали T-клеточного ответа на малярийного плазмодия с помощью секвенирования РНК единичных клеток и разобрались в механизме формирования иммунологической памяти, связанной с работой T-лимфоцитов. Результаты работы опубликованы в Nature Immunology.

Chirawan Somsanuk | 123rf.com

CD4+ T-лимфоциты обеспечивают защиту организма от широкого спектра патогенов, от вирусов до простейших. Кроме того, они способны давать начало клеткам памяти. Чтобы изучить детали иммунного ответа, опосредованного CD4+ T-клетками, на малярийного плазмодия, исследователи изучили транскриптомы и организацию хроматина у CD4+ T-клеток, специфичных к плазмодию и находившихся в селезенке в течение четырех недель во время экспериментально вызванной малярии у мышей. Полученные данные позволили на геномном уровне восстановить ход T-клеточного ответа на малярийного плазмодия и изучить механизм формирования иммунологической памяти.

Ученые моделировали малярию у мышей, подсаживая им в селезенку специфичные к малярийному плазмодию флуоресцентно-меченные наивные CD4+ T-клетки (PbTII-клетки) и затем заражая плазмодием Plasmodium chabaudi chabaudi AS. Пик численности паразитов достигался на 7 день после заражения, после чего наблюдалось ее снижение, однако еще на протяжении 2–3 месяцев у животных сохранялась спленомегалия (увеличение селезенки). Начиная с седьмого дня, часть животных получала противомалярийный препарат артесунат натрия. T-клеточный ответ на паразита был обусловлен в основном активностью T-хелперов группы TH1 и фолликулярных хелперов (TFH), происходящих от подсаженных PbTII-клеток. Кроме того, в течение первого месяца формировались популяции T-клеток, относящиеся к центральной и эффекторной иммунологической памяти и локализованные в герминативных центрах селезенки. Судьба CD4+ T-клеток, а именно предстоит ли им стать клетками TFH, T-клетками центральной и эффекторной памяти, определялась в течение первой недели инфекции. Артесунат натрия значительно усиливал формирование иммунологической памяти к плазмодию. Авторы предполагают, что подобная стимуляция формирования иммунологической памяти противомалярийными препаратами может иметь место и в эндемичных по малярии регионах. Плазмодий может мешать работе фолликулярных хелперов, изнуряя иммунную систему, подавляя процесс презентации антигенов и нарушая передачу сигналов, опосредуемую интерлейкином 10, поэтому его уничтожение благотворно сказывается на функционировании иммунной системы.

Авторы показали, что переход от эффекторных CD4+ T-клеток к клеткам памяти и фолликулярным хелперам происходит в ходе инфекции постепенно. Они создали транскриптомную карту, по которой можно проследить путь отдельных клонов из числа клеток TH1 и TFH. Кроме того, анализ структуры хроматина отдельных клеток показал, что гетерогенность по экспрессии ряда молекулярных маркеров, наблюдавшаяся у эффекторных CD4+ клеток, при переходе к клеткам памяти устраняется.

Soon, M.S.F., Lee, H.J., Engel, J.A. et al. // Transcriptome dynamics of CD4+ T cells during malaria maps gradual transit from effector to memory. // Nature Immunology, 2020, DOI: 10.1038/s41590-020-0800-8