Отскок коронавирусной инфекции после Паксловида не связан с нарушенным иммунным ответом

После приема нирматрелвира и ритонавира (Паксловида) у некоторых пациентов развивается отскок (rebound) коронавирусной инфекции, когда после окончания курса лечения симптомы возвращаются, а вирусная нагрузка в носоглотке вновь повышается. Как показали исследователи из США, отскок не связан с тем, что рекомендованный курс Паксловида слишком короткий, чтобы развился достаточный иммунный ответ — у пациентов с отскоком выявили сильный антительный и T-клеточный ответ.

Credit:
123rf.com

Препараты нирматрелвир и ритонавир (Паксловид, NMV-r) были одобрены для применения в экстренной ситуации при раннем легком и умеренном протекании COVID-19. Они на 89% снижают относительный риск госпитализации и смерти среди невакцинированных пациентов, у которых высок риск тяжелого протекания инфекции; при этом вирусная нагрузка в носоглотке снижается к пятому дню. Однако у некоторых пациентов, получавших NMV-r, происходит отскок (rebound) коронавирусной инфекции после окончания курса препаратов, когда вирусная нагрузка вновь повышается к 10–14-му дню. Причина явления не до конца понятна, также неизвестно, насколько это опасно для пациента и окружающих его людей. Есть теория, что пяти дней, в течение которых принимается NMV-r, недостаточно, чтобы разился сильный иммунный ответ к SARS-CoV-2.

Исследователи из США детально проанализировали состояние восьми пациентов с отскоком COVID-19. Шесть из них принимали NMV-r. В качестве контролей взяли семь человек с острой коронавирусной инфекцией, вызванной штаммом омикрон. Все участники были вакцинированы.

Терапию NMV-r начали в период с первого по четвертый день с появления симптомов. Перед отскоком состояние пациентов значительно улучшилось. Пятерых человек протестировали с помощью быстрых антигенных тестов после улучшения — у четверых тест был отрицательным, у пятого — слабоположительным. Симптомы у участников с отскоком вновь появлялись в среднем через 6,5 дней после завершения курса NMV-r, однако госпитализация никому не потребовалась.

Во время отскока у пациентов выявили более низкий уровень C-реактивного белка, однако количество нейтрофилов и лимфоцитов было таким же, как и при острой инфекции.

Способный к репликации SARS-CoV-2 выявляли в образцах 6 из 7 контролей, но только у одного пациента с отскоком. При секвенировании не было выявлено мутаций, ассоциированных с устойчивостью к NMV, также не было признаков эволюции вируса внутри организма хозяина у одного пациента, образцы у которого отбирали дважды — во время острой инфекции и после отскока.

Авторы детектировали у всех участников высокие уровни антител IgG к S-белку SARS-CoV-2. У пациентов с отскоком повысились уровни антител IgG к нуклеокапсиду и нейтрализующих омикрон-специфичных антител. COVID-19-специфичный T-клеточный ответ выявили у всех участников, но у пациентов о отскоком его уровень был выше. При этом уровни воспалительных маркеров, наоборот, понизились.

Полученные результаты продемонстрировали, что терапия NMV-r не препятствует развитию адаптивного иммунного ответа на коронавирус — во время отскока вырабатывается антительный и T-клеточный ответ. Авторы предположили, что возвращение симптомов связано не с нарушением иммунного ответа, а наоборот, частично объясняется сильным клеточным иммунным ответом на остаточную вирусную РНК в респираторном тракте. Они подчеркивают необходимость в более крупных эпидемиологических исследованиях. Также, по мнению ученых, людей с симптомами отскока следует изолировать, а вопрос о более длинном курсе NMV-r для людей с подавленным иммунитетом — обсудить подробнее.

Источник:

Brian P Epling, et al. Clinical, Virologic, and Immunologic Evaluation of Symptomatic Coronavirus Disease 2019 Rebound Following Nirmatrelvir/Ritonavir Treatment // Clinical Infectious Diseases (2022), published October 06, 2022, DOI: 10.1093/cid/ciac663

Добавить в избранное