Папилломавирус создает ложную цель для иммунной системы

Немецкие исследователи показали, что папилломавирус грызунов MnPV в ходе инфекции экспрессирует разные изоформы белка оболочки L1. На ранних этапах инфекции вирус производит длинную изоформу L1, к которой образуются связывающие, но не нейтрализующие антитела. Нейтрализующие антитела к нормальной (более короткой) изоформе L1 появляются в крови лишь спустя несколько месяцев после заражения.

Kateryna Kon | 123rf.com

Папилломавирусы человека экспрессируют несколько изоформ белка L1, однако в сероэпидемиологических исследованиях обычно рассматривают короткую изоформу L1, которая вместе с белком L2 формирует оболочку вируса. В новом исследовании, опубликованном в журнале eLife, сообщается, что папилломавирус грызунов MnPV также производит несколько изоформ L1 и вызывает любопытную сероконверсию: на ранних этапах инфекции в организме животного образуются связывающие, но не нейтрализующие антитела к более длинной изоформе L1, а настоящие нейтрализующие антитела к короткой изоформе L1 выявляются лишь через четыре месяца после заражения.

Авторы исследования работали с южными многососковыми мышами Mastomys coucha, которых инфицировали псевдовирусными частицами папилломавируса MnPV. MnPV — это типичным кожный папилломавирус, а по отсутствию открытой рамки считывания E5 MnPV он схож с папилломавирусами человека типа β. Подобно человеческим папилломавирусам, MnPV вызывает у грызунов бородавки и злокачественные опухоли кожи. Животных заражали псевдовирусными частицами MnPV и затем в течение 76 недель следили за развитием у них иммунного ответа. Оказалось, что в первые недели после инфицирования в крови животных обнаруживаются антитела к длинным изоформам L1, которые эффективно связываются с ними, но не обладают нейтрализующей активностью и не препятствуют протеканию вирусной инфекции. Лишь через четыре месяца после заражения грызуны начинали производить антитела против короткой изоформы L1, которая входит в состав вирусной оболочки.

Ученые заключили, что длинные изоформы L1, не входящие в состав капсида вируса, обладают способностью отвлекать иммунную систему хозяина на несколько месяцев, необходимых для развития вирусной инфекции. Исследование имеет непосредственное значение для диагностики папилломавируса человека. Если у пациента не выявляются нейтрализующие антитела к белку L1, это вовсе не значит, что он не инфицирован: вполне возможно наличие инфекции на ранней стадии, когда в плазме крови присутствуют безвредные для вируса антитела к длинным изоформам L1.

Yingying Fu, et al. // Expression of different L1 isoforms of Mastomys natalensis papillomavirus as mechanism to circumvent adaptive immunity. // eLife, 9:e57626, 2020; DOI: 10.7554/eLife.57626