Потеря функции гена GPR75 связана с защитой от ожирения

Международная группа исследователей проанализировала сиквенсы экзомов более 640 000 человек. В результате выявили редкие варианты генов, ассоциированные с индексом массы тела (ИМТ), в частности, варианты, связанные с потерей функции гена GPR75. Нокаут этого гена препятствует набору веса мышами на высокожировой диете. Авторы исследования считают, что ингибирование GPR75 — это потенциальная стратегия лечения ожирения у людей.

iakovenko | 123rf.com

Склонность к ожирению передается по наследству. Ожирение связано с различным заболеваниями, такими как диабет, рак и болезни сердца. Благодаря полногеномному поиску ассоциаций (GWAS) было показано, что ожирение — это полигенное заболевание. Известно, что генетические факторы играют важную роль в энергетическом балансе и регулировании жировых отложений, но то, как гены и редкие варианты влияют на склонность и защиту людей от ожирения, до конца не изучено.

Международная группа исследователей проанализировала экзомы 645 626 человек из Великобритании, США и Мексики в поисках связей редких генетических вариантов с индексом массы тела (ИМТ). В ходе работы идентифицировали 16 генов, варианты в которых были ассоциированы с ИМТ. В их число входит пять генов рецепторов, сопряженных с G-белком, которые экспрессируются в мозге и центральной нервной системе — CALCR, MC4R, GIPR, GPR151 и GPR75.

Варианты, связанные с потерей функции, в гене GPR75 наблюдались у 4 из 10 000 человек. У людей, гетерозиготных по таким вариантам, риск развития ожирения был на 54% ниже. Мыши с нокаутом GPR75 на высокожировой диете были защищены от ожирения и нарушений метаболизма глюкозы и инсулина.

Таким образом, ингибирование GPR75 — это потенциальная стратегия лечения ожирения. По данным организации, которая принимала участие в исследовании, Regeneron Genetics Center, уже идет изучение нескольких подходов (с использованием антител, малых молекул и сайленсинга генов) для терапевтического воздействия на GPR75.

Исследование не только выявило потенциальную цель для лечения ожирения. Оно также в очередной раз продемонстрировало мощность и универсальность массового секвенирования экзомов для обнаружения редких генетических вариантов и их связей с фенотипом.

Akbari P., et al. // Sequencing of 640,000 exomes identifies GPR75 variants associated with protection from obesity // Science 2021. DOI: 10.1126/science.abf8683