Сойки обладают подобием эпизодической памяти

Ученые из Великобритании и Сингапура показали, что у соек есть тип запоминания, подобный эпизодической памяти человека. Птицы обучались находить чашку с приманкой по ее расположению, однако при этом они также фиксировали «случайную» информацию (цветные пометки на чашках), нерелевантную на момент запоминания. Когда положение чашек в пространстве меняли, сойки уверенно находили среди них нужную, опираясь уже на ее внешний вид. Авторы, однако, отмечают необходимость дальнейших исследований для проверки способностей врановых к запоминанию вне пищевого и запасающего поведения.

Эпизодической памятью у человека называют воспоминания о пережитом, которые, кроме фактических составляющих (кто, что, где, когда), включают в себя ментальную «реконструкцию» прошедших событий — внутреннее повторение прошлого опыта и эмоций. В противовес эпизодической, семантическая память включает в себя только фактическую информацию. Так как однозначно установить наличие субъективных переживаний, ассоциированных с воспоминаниями, у животных невозможно (в связи с отсутствием способов вербальной коммуникации), для них принято говорить о «подобии эпизодической памяти» (episodic-like memory). Наличие подобного явления уже показано для ряда животных. Статья, опубликованная учеными из Великобритании и Сингапура, впервые демонстрирует наличие подобия эпизодической памяти у обыкновенной сойки (Garrulus glandarius).

Современные методики оценки эпизодической памяти у животных основываются на тестировании запоминания «случайной» информации, нерелевантной к потребностям на момент события, которая, тем не менее, записывается в память как часть общего «эпизода». Так, например, человек, вспоминая о походе в супермаркет, может припомнить цвет одежды кассира, хотя данная информация не имела никакого практического смысла в тот момент. Преимущество данного подхода состоит в том, что животное не ожидает предоставляемого ему теста на память, а значит, не может подготовиться к нему, запоминая только необходимую для тестирования информацию.

Тестирование проходили семь птиц (три самки и четыре самца). Протокол включал в себя три теста: тренировочный, основной и контрольный. Во всех из них птицы принимали участие на основе пищевой мотивации.

Тренировочный тест был направлен на ознакомление птиц с условиями испытания. В присутствии птицы экспериментатор клал мучного червя под одну из идентичных пластиковых чашечек, после чего птице предлагалось перевернуть одну из чашечек за специальную веревку. Все птицы успешно выбирали и открывали чашечку с едой как минимум в 8 из 10 случаев.

Основной тест оценивал непосредственно «случайную» составляющую эпизодической памяти. На этот раз чашечки несли визуальные опознавательные символы — ламинированные карточки с цветами или фигурами, прикрепленные к чашечкам различными способами в разных повторностях теста (каждая птица проходила тест три раза). Экспериментатор также в присутствии птицы закладывал под одну из чашечек пять мучных червей (для повышения мотивации птицы). После этого сойку удаляли из помещения без возможности сделать выбор. За время отсутствия птицы ученые перемещали чашечки в другое место комнаты и изменяли их порядок псевдослучайным образом (чашечка с едой никогда не оказывалась на том же месте). Спустя 10 минут сойку запускали обратно в помещение и давали выбрать чашечку. Все сойки (кроме одной, которая отказалась делать выбор в течение 15 минут и поэтому была исключена из этого эксперимента) успешно открывали чашечку с едой с вероятностью, значимо выше случайной.

Контрольный тест был направлен на определение того, отдают ли сойки предпочтение визуальной или пространственной информации. Для этого теста чашечки также несли опознавательные символы, однако в этот раз птицу не удаляли из помещения, а чашечки меняли местами за визуальной преградой. В этом тесте птицы значимо отдавали предпочтение чашечке, оказавшейся на месте той, под которую закладывали еду, а не перемещенной чашечке с едой, отмеченной опознавательным символом.

Исходя из результатов контрольного теста, ученые сделали вывод, что птицы не считают визуальную информацию релевантной к уже знакомому тесту (который они скорее всего ожидали в начале основного теста) и руководствуются в нем исключительно позициями чашечек (как в подготовительном тесте). При этом то, что сойки успешно опознавали чашечку с едой по визуальным признакам в основном тесте, говорит о запоминании этой «нерелевантной» информации и способности птицы ее вспомнить и использовать в рамках задания, к которому она не была готова.

Таким образом, по мнению авторов, исследование подтверждает наличие у соек подобия эпизодической памяти. Ученые, однако, отмечают, что данная работа, как и другие, посвященные памяти врановых, имеет дело с поведенческим комплексом создания запасов еды (food caching). В связи с этим необходимо расширять комплекс исследований, чтобы определить, ограничиваются ли способности к эпизодической памяти у этих птиц запасающим поведением или распространяются также на другие области.

«Штрихкоды» памяти позволяют черношапочной гаичке запоминать тайники с кормом