Триклозан защитил бактерии от действия антибиотиков

В препараты бытовой химии и средства гигиены часто добавляют антимикробные вещества. Исследователи показали, что одно из таких соединений — триклозан — способствует формированию антибиотикорезистентности у бактерий, в том числе уропатогенного штамма E.coli.

NaiyanaB | Shutterstock.com

Триклозан — антибактериальный синтетический агент, который добавляют не только в мыло, зубные пасты, чистящие средства, но даже в одежду и детские игрушки. Он ингибирует синтез жирных кислот в бактериальных клетках, достаточно стабилен и может присутствовать в организме человека. Например, у 75% взрослых американцев триклозан находят в моче. Однако недавно американская группа исследователей показала, что триклозан способствует развитию у бактерий устойчивости к антибиотикам.

В ответ на стресс у бактерий синтезируется гуанозинтетрафосфат (ppGpp) — соединение, которое ингибирует синтез РНК, белков, активирует экспрессию генов для развития устойчивости к стрессу, таким образом переводя бактерию в режим «выживания». Это вещество также отвечает за устойчивость бактерий к антибиотикам, большая часть которых тормозит как раз те процессы, которые выключаются под действием ppGpp — репликацию, транскрипцию, синтез белков.

Петра Левин с коллегами из Университета Вашингтона в Сент-Луисе показали, что триклозан помогает бактериям выжить при воздействии антибиотиков. Сначала они выращивали бактерий на среде с триклозаном и обрабатывали их и контрольную группу антибиотиками. При добавлении стрептомицина триклозан повысил выживаемость бактерий в 10 000 раз.

Далее ученые протестировали гипотезу in vivo. Опытной группе мышей в течение 21 дня давали воду с триклозаном. Затем их заразили уропатогенным штаммом E.coli, и через сутки после заражения вкололи животным антибиотик ципрофлоксацин. В результате у мышей, которым давали триклозан, после лечения антибиотиком в моче регистрировалось в 100 раз больше бактерий, чем у контрольной группы.

Исследователи предположили, что триклозан каким-то образом взаимодействует с ppGpp. Для проверки этого предположения они сравнили способность триклозана формировать устойчивость к антибиотикам у E.coli дикого типа и с выключенным геном ppGpp. Оказалось, что мутанты были более чувствительны к действию антибиотиков. Таким образом, триклозан усиливает действие ppGpp, что приводит к антибиотикорезистентности.

Отсюда можно сделать вывод, что широкое применение триклозана в быту снижает эффективность лечения антибиотиками. Петра Левин отметила: «Надеюсь, это исследование послужит предупреждением. Оно поможет нам пересмотреть необходимость использования антибактериальных веществ в продукции широкого потребления».

Corey Westfall et al.//The widely used antimicrobial triclosan induces high levels of antibiotic tolerance in vitro and reduces antibiotic efficacy up to 100-fold in vivo.//Antimicrobial Agents and Chemotherapy, 2019; DOI: 10.1128/AAC.02312-18