В кормах для домашних животных обнаружили мясо акул

В состав кормов для домашних животных нередко входит рыба, но не всегда ясно, какая именно: на этикетке достаточно написать просто «рыба». Исследователи из Национального университета Сингапура обнаружили, что в азиатских кормах для домашних животных может содержаться мясо акул, в том числе находящихся под угрозой исчезновения.

В мире ежегодно вылавливают около 100 миллионов акул — их плавники и мясо становятся все более востребованными. Из-за этого многие виды акул находятся под угрозой исчезновения.

«Перелов популяций акул происходит во всем мире, причем за последние 50 лет они сократились более, чем на 70%. Это говорит о том, что сегодня мы не уделяем достаточно внимания нашим океанам», — комментируют авторы работы Бен Уэйнрайт и Ян Френч из Национального университета Сингапура.

Акул вылавливают не только на мясо: их используют даже в производстве косметики. Туда часто добавляют сквален (или его производное — сквалан) как увлажняющий и защитный ингредиент. Сквален иногда выделяют из печени акулы, хотя возможно получать это соединение из растительного сырья — оливкового, льняного и других масел.

Еще в 2019 году ученые нашли мясо акулы в кормах для домашних животных в США. Авторы новой работы решили проверить, как обстоит дело с азиатскими кормами.

Исследователи проанализировали 45 различных кормов от 16 брендов, продаваемых в Сингапуре. Для анализа состава использовали ДНК-баркодинг. Чаще всего для баркодирования животных используют участок митохондриального гена цитохромоксидазы I, состоящий примерно из 650 пар нуклеотидов. Но в корме мясо перерабатывается так сильно, что таких длинных участков ДНК не остается. Ученые использовали методы мини-баркодирования, для которых хватает даже небольшого фрагмента (100–200 п.н.) исходного гена.

Из 144 образцов 45 (31%) содержали ДНК акулы. Чаще всего это была ДНК синей акулы (Prionace glauca) — ее нашли семь раз. Еще в корме была ДНК шелковой акулы (Carcharhinus falciformis), белоперой рифовой акулы (Triaenodon obesus) и других видов. Шелковая акула упоминается в приложении к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), а несколько других видов были классифицированы как находящиеся под угрозой исчезновения Международным союзом охраны природы.

При этом в составе всех кормов не было слова «акула»: добавки обозначались как «рыба/fish», «океаническая рыба/ocean fish», «white bait» и т.д.

Ученые отметили, что баркодинг мог не выявить все виды — их может быть больше. Но если использовать платформы для секвенирования Illumina или PacBio и Oxford Nanopore, можно идентифицировать содержимое банки корма намного точнее.

Авторы считают, что необходимо внедрить глобальные стандарты для этикеток кормов для домашних животных, чтобы защитить акул и других животных, находящихся под угрозой исчезновения.

French I., et al. DNA Barcoding Identifies Endangered Sharks in Pet Food Sold in Singapore // Frontiers in Marine Science, published March 4, 2022, DOI: 10.3389/fmars.2022.836941