Засуха не заставила древних мексиканцев мигрировать

Анализ геномов населения Мексики доколумбовой эпохи показал, что в регионах, затронутых засухой в 900–1300 гг, не происходило замещения популяций. По всей видимости, высокая роль горного дела в экономике этих регионов позволила населению избежать вынужденных миграций, которые могли быть вызваны упадком сельского хозяйства. Исследование также показало высокую степень преемственности между популяциями доколумбовой эпохи и современным коренным населением Мексики.

Древняя наскальная живопись из пещеры в Патагонии.

До европейской колонизации территория современной Мексики была представлена двумя культурными регионами: населенная охотниками-собирателями Аридоамерика на севере и преимущественно сельскохозяйственная Мезоамерика в центральных и южных регионах. Археологические данные предполагают, что граница между регионами сдвинулась на юг между 900 и 1300 годами из-за продолжительных засух. При этом до настоящего момента генетические данные о популяциях доколумбовой эпохи в целом и времен засухи в частности были крайне малочисленны. Новое исследование международной группы ученых заполнило этот пробел и показало, что длительные периоды засухи не привели к миграциям и замещению популяций.

Авторы секвенировали геномы 37 ископаемых останков из семи мест раскопок в центральной Мексике, а также двух мумий с севера страны. Удалось получить полные геномы для 12 обитателей Мексики, живших между 600–1351 гг., включая 10 из Мезо- и 2 из Аридоамерики. Также были получены митохондриальные геномы 27 древних жителей этих территорий (320 г. до н.э –1351 г. н.э). Авторы также использовали раннее опубликованные геномные данные. Всего в анализ вошли 15 древних геномов и 36 древних митогеномов.

Хромосомный пол всех индивидов, кроме одного, соответствовал определенному морфологически. 13 из них имели XY хромосомы, а гаплотип Y хромосомы удалось получить для 5 из них. Все они относились к гаплогруппе Q, характерной для коренного населения американских континентов. Все 27 митогеномов относились к одной из 4 гаплогрупп (A-D), описанных для коренного населения американских континентов. При этом в Мезоамерике наблюдались все четыре гаплогруппы, в то время как в Аридоамерике только C и B. Распределение гаплогрупп в популяциях доколумбового периода во многом повторяет таковое в современных популяциях коренных народов, указывая на непрерывность материнских линий на протяжении последних 2300 лет. Авторы также обнаружили ранее не описанные генетические варианты в семи митохондриальных геномах.

Анализ популяционной структуры по аутосомным маркерам показал, что все исследованные жители доколумбовой Мексики кластеризуются близко к современным представителям коренных народов Мексики. Примечательно, что в популяции регионов, затронутых засухой, наблюдается генетическая гомогенность вне зависимости от периода.

Нуклеотидное разнообразие было наименьшим, а длина участков гомозиготности наибольшей для популяций севера Мексики (как доколумбового периода, так и современных). Такие результаты соотносятся с ранее опубликованными данными о пониженном генетическом разнообразии в популяциях охотников-собирателей Южной Америки.

Далее авторы протестировали гипотезу о замещении популяций в центральных регионах, в период засухи при помощи F3 и D статистик. При таком сценарии жители, населявшие этот регион после засухи, должны быть ближе генетически к популяциям Аридоамерики, чем к людям, проживавшим в центральных регионах до засухи. Вместо этого исследователи обнаружили, что обитатели горных регионов Сьерра-Горда, жившие до и после засухи, были генетически ближе друг к другу, чем к популяциям других регионов. При этом для другого центрального региона — Каньяда-де-ла-Вирхен — есть признаки генетического потока из других регионов, однако наиболее близкие связи все еще наблюдаются внутри региона.

Наконец, ученые составили подробную модель генетических потоков между популяциями на территории Мексики. Среди прочего, данная модель подтвердила ранее опубликованные данные о «фантомной» популяции, которая вносила вклад в другие линии, но для которой отсутствуют генотипированные индивидуумы. Более того, было показано, что «фантомных» популяций было две.

Таким образом, авторы продемонстрировали, что, несмотря на длительный период засухи, в северных регионах Мезоамерики наблюдается популяционная преемственность. Опираясь на археологические данные, исследователи предполагают, что высокая степень развития горного дела в этих регионах и его существенный вклад в экономику позволили населению остаться на населяемой ими территории, даже когда сельское хозяйство пришло в упадок. Эффект засухи также мог быть сглажен более влажным климатом горных регионов.

Кукурузу индейцам майя принесли переселенцы с юга