Знаменитая кошка Лил Буб имеет ту же мутацию, что кошки Хемингуэя

Отсеквенирован геном звезды YouTube — кошки Лил Буб, которую подобрали в 2011 году недалеко от Блумингтона, штат Индиана. У нее обнаружили сразу две редкие мутации.

Jaguar PS | Shutterstock.com

У этой кошки множество врожденных аномалий: отставание в росте (Лил Буб весит 1,8 кг), укороченные лапы с лишними пальцами, постоянно открытая пасть и высунутый язык из-за недоразвития черепа и челюстей. Но ее хозяин Майк Бридавски и сотни тысяч подписчиков канала Лил Буб все равно ее любят. Многие годы канал успешно поддерживал приюты для животных.

Благодаря краудфандингу на Experiment.com, собравшему более 8000 долларов, генетики во главе с Дарио Лупианесом из Центра молекулярной медицины Макса-Дельбрюка, Даниэлем Ибрагимом из Института молекулярной генетики Макса Планка (Берлин) и Орсолией Симмонс из Университета Пенсильвании полностью секвенировали геном Лил Буб. Работа опубликована на сервере препринтов bioRxiv.

Исследователи обнаружили у Лил Буб две ключевые генетические аномалии. За дополнительные пальцы отвечает сравнительно обычная гетерозиготная мутация в энхансере ZRS знаменитого гена Sonic hedgehog. Этот ген играет важнейшую роль в развитии органов и нервной системы позвоночных. Для ZRS уже была показана связь с полидактилией. Такая же мутация сделала шестипалыми знаменитых кошек Эрнеста Хемингуэя — потомки этих кошек до сих пор живут в его доме в Ки-Уэсте, штат Флорида. Другая аномалия для кошек новая: вариация TNFRSF11A  у мышей и людей связана с остеопетрозом, редким состоянием, для которого характерны необычно плотные кости и малый рост. Этот ген кодирует трансмембранный рецептор RANK, экспрессирующийся в остеокластах и их предшественниках.

О необычном исследовании, которое, по мнению комментаторов в соцсетях, должно положить начало сравнительной геномике интернет-котиков, написал Science. Автор заметки задал несколько вопросов Орсолии Симмонс и еще одному соавтору работы, Лесли Лайонс, из Университете Миссури. Лесли Лайонс принадлежит идея Инициативы по секвенированию генома кошек «99 жизней» (99 Lives Cat Genome Sequencing Initiative), в рамках которой уже отсеквенированы 200 геномов.

Лайонс отметила, что они не ожидали найти целых две редкие мутации. «Сначала вы думаете, что полидактилия Лил Буб и ее коротколапость — проявления одного и того же синдрома. Затем вы начинаете изучать их отдельно и понимаете: нет, у нее мутация Sonic hedgehog, которая не имеет отношения к проблеме [остеопетроза]…»

«Никто никогда не описывал этот тип генетического остеопетроза у кошек, но есть очень похожие мутации в том же гене у мышей и у людей, и они также вызывают остеопетроз», — добавляет Орсолия Симмонс.

Авторы подчеркивают, что исследования таких животных, как Лил Буб, помогут создать терапию для людей с аналогичными патологиями. «Когда вы упоминаете, что у вас есть краудфандинговый проект с участием знаменитой кошки, люди не всегда принимают всерьез такую науку, но это серьезный научный проект. Было бы здорово опубликовать его. В том числе и поэтому мы выставили его на bioRxiv, чтобы получить обратную связь с коллегами, на случай, если мы пропустили что-нибудь очевидное», — говорит Орсолия Симмонс. Кроме того, подобные работы способствуют популяризации геномики — публикация уже заинтересовала школьных учителей, — и, конечно, финансированию исследований, пусть и на краудфандинговой основе. Все любят котиков.

Michael Price // This celebrity cat has broken the internet. Now, we have its genome // Science, 2019, DOI: 10.1126/science.aax1582