Иммуномодулятор улучшил когнитивные способности старых обезьян

Болезнь Альцгеймера (БА), наиболее частая причина возрастной деменции у пожилых людей, характеризуется появлением бляшек амилоида β (Aβ) в тканях мозга, накоплением Aβ в кровеносных сосудах, а также образованием в нейронах клубков гиперфосфорилированного тау-белка. Исследование, результаты которого опубликованы в Brain, показало, что у старых обезьянок саймири, которых лечили CpG-олигодезоксинуклеотидом (CpG ODN), в мозге было на 59% меньше бляшек по сравнению с контролем, снизился уровень токсичного тау-белка и были отмечены когнитивные улучшения.

В возрастном прогрессировании БА играет важную роль снижение активности клеток врожденной иммунной системы (микроглии и макрофагов). Возможный путь решения этой проблемы — стимуляция Толл-подобных рецепторов (TLR), но такая стимуляция связана с побочными эффектами. Однако CpG ODN 2006, агонист TLR9, эффективно уменьшал патологию БА, даже при длительном применении не вызывая микрокровоизлияний или стойкого воспаления. CpG ODN 2006 — известный препарат, его исследования при различных заболеваниях уже проводятся на людях.

Как отмечают авторы, это первый подход к терапии БА, нацеленный на врожденную иммунную систему. В будущем они рассчитывают начать тестирование терапии на людях с умеренными когнитивными нарушениями или на ранних стадиях деменции.

27.03.2024

Повреждения нервов, спинного и головного мозга могут привести к дисфункции мочевого пузыря, которая, в свою очередь, ассоциирована с проблемами с мочеиспусканием, инфекциями и болезнями почек. Пациенты могут не ощущать, когда их мочевой пузырь полон. Чтобы помочь им, американские исследователи разработали мягкий и тянущийся сенсор, который не использует батарейки и может подавать на телефон сигнал, что пора опорожнить мочевой пузырь.

Точнее, это множество сенсоров, которые совместно измеряют натяжение. По мере того, как мочевой пузырь наполняется, его стенки все больше растягиваются, что и «ощущают» сенсоры. Само устройство не мешает нормальной работе органа. Система без перебоев проработала 30 дней в опытах на небольших животных и восемь недель — в опытах на обезьянах. Сенсоры очень чувствительны и детектируют даже небольшие объемы мочи. По словам авторов, устройство может как постоянно находиться в теле, так и постепенно растворяться после выздоровления пациента. В будущем они планируют создать систему, которая будет не только отслеживать состояние мочевого пузыря, но и стимулировать его опорожнение по команде.

27.03.2024

Восточная синица (Parus minor) знаменита своей способностью к сложной звуковой коммуникации. Оказалось, что коммуникация с помощью жестов у этой птицы не менее развита. Проанализировав поведение восьми пар синиц, ученые выделили жест, который, по-видимому, означает «только после вас» и приглашает партнера первым войти в гнездо. Они рассматривают его как пример символического жеста. Подробнее.

Амилоид бета имеет плохую репутацию из-за его роли в образовании амилоидных бляшек и развитии болезни Альцгеймера. Однако ученые показали, что амилоид бета очень важен для здоровья печени. Если снизить его уровень с помощью антител, в печени экспрессируются маркеры фиброза и цирроза. Подробнее.

Собаки понимают людей лучше, чем считалось раньше. В новом эксперименте 18 собакам закрепляли на голове электроды, после чего давали им прослушать запись голоса хозяина, называющего одну из игрушек собаки, и быстро демонстрировали через окошко хозяина, держащего в руках игрушку — иногда названную ранее, иногда другую. В ответ на демонстрацию неожиданного объекта активность мозга собаки повышалась значительно сильнее. То есть она успевала составить мысленный образ объекта до того, как ей его показали. Подробнее.

Тихоходки могут выживать в условиях, смертельных для других организмов. Ученые проверили, можно ли «позаимствовать» эти свойства. Оказалось, что если ввести в клетки человека белки тихоходки, те приобретут способность замедлять метаболизм и переживать стресс в состоянии биостаза. После снятия стресса клетки возвращаются к нормальному метаболизму. Подробнее.

Китайские исследователи показали, что воздействие искусственного света в ночное время на спящего человека повышает риск инсульта и других сердечно-сосудистых заболеваний. Высокий уровень освещенности подавляет выработку мелатонина и ухудшает качество сна, что сказывается на здоровье человека. Авторы призывают снизить ночную освещенность, если это возможно. Подробнее.

26.03.2024

Мозг людей увеличивается. К такому выводу пришли ученые из США, проанализировав МРТ-снимки участников Framingham Heart Study, исследования, которое длилось 75 лет. Оно началось в 1948 году с целью анализа паттернов сердечно-сосудистых и других заболеваний. Изначально в него вошли 5209 человек 30–62 лет. Со временем к исследованию подключились второе и третье поколения участников.

МРТ проводили с 1999 по 2019 годы у участников, рожденных с 1930-х по 1970-е годы. Были проанализированы снимки 3226 человек со средним возрастом 57 лет. Оказалось, что от поколения к поколению мозг в целом и некоторые его структуры увеличиваются. Так, у участников, рожденных в 1930-е, объем мозга составлял 1234 мл, а в 1970-е — 1321 мл, что на 6,6% больше. Площадь поверхности коры увеличилась почти на 15%, с 1933 см2 до 2222 см2. Также стали больше объемы белого и серого вещества и гиппокампа.

Исследователи сделали еще одно наблюдение, которое может объяснить этот феномен. Хотя число людей, живущих с болезнью Альцгеймера, растет, процент людей, у которых развивается болезнь, уменьшается (на 20% с 1970-х). Авторы предположили, что больший резерв мозга может служить буфером для влияния старения и защищать мозг от деменции и болезни Альцгеймера.

25.03.2024

Для эпилепсии характерно нарушение нормальной электрической активности нейронов. Все больше исследований демонстрирует, что эти нарушения затрагивают и способность формировать синапсы. Примерно у половины пациентов отмечаются нарушения когнитивных функций, например, проблемы с памятью и эмоциональной регуляцией. До сих пор неясно, как эпилепсия изменяет нейроны. В новой работе, опубликованной в The Journal of Clinical Investigation, исследователи из Пенсильванского университета показали на мышах, что при эпилепсии изменения затрагивают только небольшую часть нейронов, но эти изменения вскоре становятся необратимыми и вызывают последующие припадки.

Исследователи вызывали эпилептические припадки у молодых мышей каинатом и отслеживали активированные нейроны гиппокампа. Оказалось, что припадки затрагивали только около 20% нейронов гиппокампа. Но со временем чрезмерная активность этих нейронов снижала их способность формировать синапсы — процесс, необходимый для обучения. Авторы предположили, что если препятствовать такому изменению нейронов, можно предотвратить не только прогрессирование эпилепсии, но и снижение когнитивных способностей.

Авторы использовали экспериментальный блокировщик глутаматового рецептора IEM-1460, который снижает повышенную возбудимость нейронов у модельных мышей с эпилепсией. Оказалось, что если вещество ввести в течение первых 48 часов после первого припадка, то нейроны не становятся постоянно активными, а мышь не испытывает припадков или проблем с памятью. Авторы планируют выявить, что делает эту группу нейронов такой чувствительной к эпилепсии, и продолжить поиски аналога IEM-1460 для человека.

22.03.2024

Массачусетская больница общего профиля (MGH) объявила о первой в мире успешной пересадке генетически модифицированной свиной почки 62-летнему мужчине, страдающему болезнью почек в терминальной стадии. Пациент по имени Ричард Слейман поправляется после операции, и в скором времени его планируют выписать.

Ричарду Слейману, который уже много лет страдает диабетом 2 типа и гипертонией, в декабре 2018 года пересадили человеческую почку, а семь лет до этого он находился на диализе. Пересаженная почка начала отказывать примерно через пять лет, и Слейман возобновил диализ в мае 2023 года. Однако после возобновления диализа у него начались осложнения в виде тромбоза, и тромбы приходилось удалять каждые две недели. Тогда Слейману предложили пересадку свиной почки, и он согласился. «Я видел в этом не только способ помочь себе, но и возможность дать надежду тысячам людей, которым нужна трансплантация, чтобы выжить», — комментирует он.

Хирурги из Центра трансплантации MGH провели четырехчасовую операцию в субботу, 16 марта. Свиную почку для трансплантации предоставила компания eGenesis из Кембриджа, штат Массачусетс. Почку получили от свиньи с отредактированным геномом. С помощью системы CRISPR-Cas9 в ее организме нокаутировали ряд свиных генов, а также внедрили несколько человеческих генов для улучшения совместимости с организмом человека. Кроме того, ученые инактивировали эндогенные свиные ретровирусы, чтобы исключить риск заражения человека.

Успешная пересадка гуманизированной свиной почки — важная веха в развитии ксенотрансплантации как потенциального решения проблемы нехватки донорских органов. По данным Объединенной сети обмена органами (United Network for Organ Sharing), сейчас в США ожидают орган для трансплантации более 100 000 человек. «Только в MGH в очереди на пересадку почки стоят более 1400 пациентов. Некоторые из этих пациентов, к сожалению, умрут, или их состояние станет слишком тяжелым для трансплантации из-за долгого ожидания на диализе. Я твердо убежден, что ксенотрансплантация представляет собой многообещающее решение проблемы нехватки органов», — говорит доктор Леонардо Риелла, медицинский директор отделения трансплантации почек MGH.