Исследованы повреждения кожи в месте прикрепления инсулиновой помпы

С начала 1980-х годов многие пациенты с диабетом 1-го типа стали использовать непрерывную подкожную инфузию инсулина (инсулиновую помпу), чтобы поддерживать стабильный уровень глюкозы в крови. Как показывает публикация в Diabetes Care, у помпы есть и минусы: в месте ее прикрепления развиваются фиброз и воспалительные реакции, что может снижать эффективность доставки инсулина.

Место инфузии изучили у 30 пациентов в период с 2020 по 2022 гг. (в исследовании был перерыв, вызванный пандемией). Участников разделили на две группы: те, кто носит помпу 10 лет и менее, и те, кто пользуется ей более 20 лет. С помощью оптической когерентной томографии контролировали кровоток и воспаление в участках кожи, к которым прикреплялась помпа. (Более сильный кровоток приведет к более быстрому поглощению инсулина.) Также в этих участках брали биопсию.

К удивлению авторов, патологические проявления были одинаково выражены в обеих группах. В частности, 93% участников сообщали о зуде в месте прикрепления помпы; в этом участке был повышен уровень эозинофилов, которые способствуют заживлению, а также развитию фиброза. Что конкретно вызывает реакцию — локальные высокие концентрации инсулина, сам катетер или что-то еще — пока неясно. Кроме того, у некоторых пациентов раздражение не возникает, даже если они не меняют место прикрепления помпы. В будущих исследованиях будет сделан акцент на метаболомику кожи и на то, как свести к минимуму повреждения.

03.10.2023

Естественное, но не искусственное освещение помогает контролировать течение и предотвращать развитие диабета 2 типа. Доклад на эту тему был сделан на ежегодной встрече Европейской ассоциации по изучению диабета в Гамбурге, Германия (2–6 октября 2023 года). Авторы доклада, ученые из Нидерландов и Швейцарии, связывают рост метаболических заболеваний (включая диабет) с рассогласованием между внутренними циркадными часами и образом жизни современного человека. Они хотели проверить, сможет ли естественное освещение улучшить уровень сахара в крови у людей с диабетом, а также повлиять на их метаболизм.

Тринадцать участников (средний возраст 70 лет) поселили в исследовательском центре, чтобы контролировать условия их жизни. Часть из них с 8 утра до 5 вечера подвергалась воздействию естественного освещения из окон в течение 4,5 дней, другая часть — воздействию искусственного освещения. Через четыре недели эксперимент повторяли с другими условиями. Вечер проводился при слабом освещении, ночь — в темноте. Диета была стандартной. Уровень сахара в крови измеряли постоянно. На четвертый день определяли и другие параметры, в том числе дыхательный коэффициент, который помогает определить, жиры или углеводы используются в качестве источника энергии. На пятый день делали биопсию мышечной ткани для определения экспрессии циркадных генов.

При естественном освещении уровень сахара в крови оставался в пределах нормальных значений дольше. Организм участников также быстрее переключался с использования углеводов на использование жиров. А гены, контролирующие циркадные ритмы (Per1 и Cry1), были более активными. Таким образом, авторы подтвердили пользу естественного освещения для метаболизма. Они планируют определить, сколько времени нужно проводить на улице, чтобы компенсировать работу в офисе при искусственном освещении.

03.10.2023

Многие домашние собаки страдают от воспалительных кишечных заболеваний, которые сопровождаются рвотой, метеоризмом, снижением аппетита и потерей веса. Эти заболевания, очевидно, ассоциированы с дисбактериозом кишечника, а существующие пищевые добавки не всегда эффективны. Ученые из Университета штата Орегон и Карлсоновского колледжа ветеринарной медицины идентифицировали новый штамм, который может стать пробиотиком для собак.

Исследователи взяли желудочно-кишечный материал от мертвого волка, сбитого машиной, и получили 20 изолятов кишечных бактерий, которые, как показали предварительные генетические анализы, обладают пробиотическими свойствами. Филогенетическую принадлежность определяли с помощью секвенирования генов 16S рРНК. Авторы также сделали полногеномное секвенирование штамма Paenibacillus sp., который обозначили как ClWae2A. У этой бактерии имеются гены ферментов, которые могут расщеплять крахмал (компонент рациона домашних собак, который плохо переваривается и отрицательно влияет на микробное сообщество). Кроме того, у нее есть генные системы, экспрессирующие соединения с антимикробным эффектом, и она действительно подавляет рост патогенных Staphylococcus aureus, а также Escherichia coli и Micrococcus luteus.

Авторы считают, что найденный штамм может стать пробиотиком для домашних животных, и планируют провести полногеномное секвенирование еще четырех или пяти видов бактерий из ЖКТ волка. Они подчеркивают, что пробиотики следует искать в кишечниках диких волков, поскольку рацион волков в неволе неоптимален, как и у собак.

02.10.2023

Международная команда, в которую вошли биоэтики, эксперты по политике здравоохранения и космической медицине, специалисты по коммерческим космическим полетам и представители государственных регулирующих органов, опубликовала в Science этические рекомендации для исследований с участием человека в коммерческих космических полетах. До сих пор такие рекомендации существовали только для полетов, финансируемых из госбюджета.

Авторы сформулировали четыре руководящих принципа: (1) Социальная ответственность: те, кому выпала честь путешествовать в космосе, должны вносить вклад в исследовательскую деятельность, приносящую пользу обществу. (2) Высокое качество науки: исследования должны быть хорошо спланированными, высокоприоритетными и оригинальными. (3) Соблюдение пропорций: исследования должны иметь максимальную социальную ценность и приносить минимальный вред отдельным лицам. (4) Глобальное управление: выгодами от освоения космоса и его ресурсов должны пользоваться все.

Один из авторов статьи, президент Центр Гастингса Вардит Равицкий, считает особенно важным поощрение разнообразия среди участников полетов. «В настоящее время коммерческие космические полеты доступны немногим привилегированным людям — людям, которые достаточно богаты, чтобы платить, — и не являются репрезентативными для общества».

08.09.2023

Авторы статьи в BMJ по датским национальным медицинским записям отслеживали впервые поставленный диагноз венозной тромбоэмболии (ВТЭ) в период с 1996 по 2017 год среди 2 миллионов женщин в возрасте от 15 до 49 лет, не имевших в анамнезе тромбов, рака, гистерэктомии или лечения бесплодия. НПВП одновременно с гормональной контрацепцией использовали 529 704 женщины. За усредненный 10-летний период наблюдения произошло 8710 событий ВТЭ (2715 тромбоэмболий легочной артерии и 5995 тромбозов глубоких вен), 228 (2,6%) женщин умерли в течение 30 дней после постановки диагноза.

Прием НПВП был связан с четырьмя дополнительными событиями ВТЭ в неделю на 100 тысяч женщин, не использующих гормональную контрацепцию. Но этот показатель вырастал до 23 при использовании контрацепции с высоким риском тромбоза (пластыри с эстрогеном и прогестином, вагинальные кольца, таблетки, содержащие 50 мкг эстрогена либо прогестины третьего или четвертого поколения), до 11 — при использовании контрацепции среднего риска (все другие комбинированные пероральные контрацептивы, инъекции медроксипрогестерона). Связь для диклофенака была сильнее, чем для ибупрофена и напроксена.

Исследователи подчеркивают, что абсолютный риск развития серьезных тромбоэмболических осложнений все равно остается низким, но поскольку оба класса препаратов широко используются, женщин следует информировать об их потенциальном взаимодействии.

18.08.2023

Амавроз Лебера — наследственное заболевание сетчатки с крайне низкой частотой встречаемости (в среднем у одного из 750000 детей), без лечения приводит к слепоте. В России доступна генозаместительная терапия для 2-го типа амавроза Лебера (мутации в гене RPE65). Закупка препарата проводится за счет Фонда помощи детям с тяжелыми и редкими заболеваниями «Круг Добра». Как сообщается в пресс-релизе ФГБНУ «МГНЦ», в августе 2023 года генозаместительная терапия впервые выполнена двухлетнему ребенку с амаврозом Лебера; это 21-й пациент, получивший такую терапию, и самый младший. В России до сих пор не было опыта ее проведения детям младше 4 лет.

С 2021 года в ФГБНУ «Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова» запущена всероссийская программа диагностики наследственных заболеваний сетчатки. Верифицировано более 35 пациентов с RPE65-связанной патологией сетчатки, в том числе три ребенка младше 4 лет. Самому маленькому ребенку на момент постановки диагноза было 10 месяцев. Ранняя диагностика и раннее начало лечения при амаврозе Лебера очень важны.