Намечены пути разработки ДНК-вакцин против африканской чумы свиней

Африканская чума свиней (АЧС) — высококонтагиозная инфекция, вызываемая ДНК-содержащим вирусом рода Asfivirus, которая неопасна для человека, но смертельна для домашних свиней и диких кабанов. Эндемичное для Африки заболевание в последние годы стремительно распространяется в мире и с 2018 года привело к гибели более 100 миллионов свиней. Сейчас АЧС угрожает примерно трем четвертям мирового поголовья. Особенно обеспокоены ведущие производители свинины в Китае и в Германии, куда он проник два года спустя.

Борьба с АЧС оказалась более сложной задачей, чем предполагали специалисты, пишет The Guardian. Это связано с уникальной жизнеспособностью вируса — он выживает в замороженном мясе до 1000 дней. Очевидно, что быстро справиться с АЧС поможет только безопасная и эффективная вакцина, которой пока не существует. В газете сообщается о нескольких кандидатах в вакцины против АЧС, разработкой которых занята команда ученых под руководством Фернандо Родригеса из института CReSA-IRTA в Барселоне.

Исследователи создали библиотеку генов, содержащую более 4000 плазмидных клонов, каждый из которых кодирует отдельный фрагмент генома вируса АЧС. Экспериментальная проверка трех ДНК-вакцин с разными комбинациями генов показала, что не менее 50% иммунизированных свиней выжили после заражения летальным вирусом АЧС.

18.01.2024

Недавно выяснилось, что исследователь из Пекина загрузил почти полную последовательность вируса SARS-CoV-2 в базу данных Национальных институтов здравоохранения за две недели до того, как эти данные стали доступны всему миру.

На дату загрузки последовательности обратил внимание вирусолог Джесси Блум из онкологического исследовательского центра Фреда Хатчинсона в Сиэтле. Согласно документам Министерства здравоохранения и социальных служб США, последовательность вируса загрузили в базу 28 декабря 2019 года. Пекин передал эту последовательность ВОЗ 11 января 2020 года — с момента, когда ученый из Института биологии патогенов в Пекине секвенировал вирус, прошло две недели. В этот период китайские чиновники по-прежнему называли вспышку заболевания в Ухане «вирусной пневмонией с неизвестной причиной». Промежуток между секвенированием вирусного генома и предоставлением этих данных ВОЗ мог стать ключевым периодом в борьбе с пандемией, в течение которого международное медицинское сообщество пыталось оценить и отреагировать на растущую угрозу.

По заявлению Кэти Макморрис Роджерс, председательницы Комитета по энергетике и торговле Палаты представителей США, это показывает, что США «не могут доверять ни одному из так называемых "фактов" или данных, предоставленных Коммунистической партией Китая, и ставят под серьезное сомнение обоснованность любых научных теорий, основанных на такой информации». Китай же продолжает защищать свою позицию в отношении исследования вируса и методов борьбы с ним. «Китай постоянно совершенствует меры реагирования на COVID, опираясь на научные данные, чтобы сделать их более направленными. Китайская политика реагирования на COVID основана на достижениях науки, эффективна и соответствует национальным реалиям Китая», — заявил представитель китайского посольства.

12.01.2024

Доктор биологических наук, профессор Борис Савельевич Народицкий, главный научный сотрудник и руководитель отдела генетики и молекулярной биологии бактерий НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Минздрава России, зам директора по научной работе Института вирусологии им. Д.И. Ивановского, скончался 10 января в возрасте 82 лет.

Борис Народицкий был одним из ведущих разработчиков платформы, на которой сделана вакцина «Спутник V». Так, в НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи были созданы вакцины «ГамЭвак» и «ГамЭвак Комби» против лихорадки Эбола, которые содержали векторы на основе живого аттенуированного вируса везикулярного стоматита (VSV) и дефектного по репликации аденовируса подтипа 5 (Ad5), экспрессирующих ген GP вируса Эбола. Борис Народицкий был и соавтором работ по «Спутник V» (Гам-КОВИД-Вак)

«Для меня это громадная потеря, я никогда не скрывал, что по всем научным проблемам и научно-организационным вопросам советовался с ним», — сказал в комментарии для РИА Новости директор НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург.

28.12.2023

Российские ученые проанализировали эффективность различных способов неспецифической защиты от геморрагических лихорадок, вызываемых аренавирусами. К ним относятся, например, лихорадка Ласса и бразильская геморрагическая лихорадка.

Авторы публикации рассмотрели различные мишени для неспецифических средств медицинской защиты и проанализировали препараты, ингибирующие размножение аренавирусов на различных стадиях. Они пришли к выводу, что наиболее эффективным противовирусным препаратом в отношении аренавирусных геморрагических лихорадок следует считать фавипиравир. Этот препарат подавляет синтез вирусной РНК и обладает широким спектром активности против различных РНК-содержащих вирусов. Еще одно направление борьбы с вирусными инфекциями — применение антисмысловых РНК — пока развито недостаточно, несмотря на наличие библиотек антисмысловых РНК к другим патогенным вирусам.

Исследователи также отметили, что уровень разработки неспецифических средств защиты для профилактики и лечения аренавирусных инфекций ниже, чем для филовирусных (к последним относится, например, вирус лихорадки Эбола). Это может быть связано с тем, что в отношении большинства аренавирусных геморрагических лихорадок описан профилактический эффект рибавирина. Однако, отмечают авторы, он токсичен для человека и может вызывать такие нежелательные явления, как тромбоцитоз и анемия. Кроме того, против аргентинской геморрагической лихорадки уже давно получен эффективный вакцинный штамм.

21.11.2023

Палата представителей Конгресса США одобрила запрет федерального финансирования исследований патогенов с применением GOF (gain-of-function, то есть внесение любых изменений, которые могут сделать патоген более опасным для человека). Запрет, выдвинутый двумя республиканцами, является частью списка поправок к законопроекту о расходах Палаты представителей на 2024 год для Министерства здравоохранения и социальных служб (HHS), вышестоящего ведомства Национальных институтов здравоохранения (NIH). Поправка пересматривает формулировки, принятые в 2022 году, которые запрещают HHS финансировать GOF в Китае и других «недружественных» странах, таких как Куба. Теперь это уточнение отсутствует, а значит, запрет касается также исследований, финансируемых HHS в Соединенных Штатах.

Подобные исследования, например, вируса птичьего гриппа H5N1, который получил возможность инфицировать млекопитающих, давно вызывают опасения (подробнее на PCR.NEWS). Еще с 2017 года HHS требует специального рассмотрения исследований, которые могут привести к появлению «усиленных потенциальных пандемических патогенов». Но популярное, в том числе среди политиков, мнение о возможном возникновении SARS-CoV-2 во время исследований в Уханьском институте вирусологии привело к призывам расширить проверки, включив «умеренные» патогены; правила уже пересматриваются. Поправка Палаты представителей, накладывающая полный запрет на GOF, идет еще дальше. Один из инициаторов, Томас Мэсси, заявил, что исследования GOF «создают поваренную книгу, план следующей пандемии».

Представители научного сообщества заявляют, что расплывчато сформулированное положение может остановить самые разные исследования, от разработки вакцины против гриппа до исследований безопасных респираторных вирусов. Они надеются, что контролируемый демократами Сенат проголосует против.

27.10.2023

Исследование финских и шведских ученых выявило детей с высоким риском тяжелого протекания респираторно-синцитиальной вирусной (РСВ) инфекции. В основе работы лежал анализ данных 1,4 млн детей из Швеции и 1,25 млн детей из Финляндии, а также членов их семей. Результаты были опубликованы в журнале Lancet Digital Health.

Авторы показали, что риск тяжелого протекания РСВ инфекции выше всего у детей младше шести месяцев. Риск повышен у недоношенных, у детей с врожденными состояниями, а также с малолетними братьями и сестрами. Они подтвердили, что на риск тяжелого протекания инфекции влияют врожденный порок сердца, а также менее известные факторы, такие как порок развития пищевода.

В последнее время были разработаны антитела, защищающие от РСВ инфекции, а также вакцины для беременных женщин. Не до конца понятно, насколько широко следует применять эти средства. Модель авторов работы может помочь определить, какие дети наиболее остро в них нуждаются.