Найден потенциальный биомаркер синдрома внезапной детской смерти

В eBioMedicine опубликована работа австралийских ученых, посвященная синдрому внезапной детской смерти (СВДС). В патофизиологии СВДС участвует дисфункция вегетативной нервной системы. Ранее было показано, что при нарушениях ее холинергической ветви и воспалительных заболеваниях изменяются уровни ферментов — ацетил- и бутирилхолинэстеразы. Авторы предположили, что предсказать СВДС можно по активности этих ферментов. Из-за методологических сложностей они сфокусировались только на бутирилхолинэстеразе (BChE).

Активность и общее содержание фермента измерялись в сухих пятнах крови, взятых у младенцев на 2–4 день после рождения. Сбор образцов продолжался пять лет, за это время ученые получили 722 пятна. Внезапная смерть в возрасте от 1 до 104 недель была зарегистрирована для 67 детей, в том числе пять случаев соответствовали критериям СВДС. Для всех случаев внезапной смерти ученые подобрали выживших контролей, совпадающих по дате рождения и полу. Статистический анализ показал, что активность BChE ассоциируется со смертью в случаях СВДС, но не в случаях смерти, не связанных с синдромом. Кроме того, активность фермента была ниже при СВДС, чем у выживших детей. Авторы предполагают, что холинергический дефицит при рождении, отраженный в аномальной активности BChE, может быть фактором уязвимости младенцев. Это один их трех факторов, обуславливающий риск СВДС в принятой модели.

Модель предполагает, что СВДС происходит в том случае, если три фактора — уязвимость, критический период развития контроля гомеостаза и экзогенный стрессор — возникают одновременно. Активность BChE — первый измеряемый параметр СВДС. Авторы утверждают, что необходимо как можно скорее провести дальнейшие исследования, чтобы понять, может ли она стать биомаркером синдрома.

Добавить в избранное

Вам будет интересно