В Москве собрана уникальная база КТ-снимков пациентов с COVID-19

Как сообщает mos.ru, в Москве собрана самая большая в мире база КТ-исследований органов грудной клетки пациентов с признаками COVID-19. В нее вошли более 1 000 анонимизированных наборов томографических изображений, отобранных специалистами Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий после анализа порядка 80 тысяч исследований пациентов с подозрением на вирусную пневмонию. Снимки размечены так, чтобы с их помощью можно было обучать искусственный интеллект. По словам директора Центра диагностики и телемедицины Сергея Морозова, искусственный интеллект уже сейчас активно используется при диагностике коронавирусной инфекции.

База КТ-снимков, собранная в Москве, отличается от других не только размером. Например, набор данных Калифорнийского университета в Сан-Диего включает 349 двумерных КТ-изображений, тогда как в московский набор входят трехмерные исследования. Кроме того, разметка снимков в московской базе сделана согласно классификации, отражающей объем патологических изменений в легочной ткани при COVID-19 и включенной в методические рекомендации по лучевой диагностике коронавирусной инфекции.

24.05.2024

Дети неандертальцев (которые жили 400 000–40 000 лет назад) и людей современного типа, живших в эпоху верхнего палеолита (50 000–12 000 лет назад), одинаково сильно страдали от стрессовых факторов, но в разном возрасте. Авторы статьи в Scientific Reports проанализировали 423 зубов неандертальцев (от 74 индивидов) и 444 зубов верхнепалеолитических людей современного типа (от 102 индивидов). Показателями стресса были горизонтальные бороздки — участки истонченной зубной эмали, связанные с инфекционными и другими болезнями, недоеданием, дефицитом питательных веществ и травмами.

Признаки стресса встречались в обеих группах одинаково часто. Однако у людей верхнего палеолита дефекты эмали чаще возникали в возрасте отлучения от груди (1-3 года), чем позднее. У неандертальцев дефекты эмали появлялись в предполагаемый период отлучения от груди (около года), но достигали пика позднее, в 2–4 года, а затем становились реже.

Авторы предполагают, что после прекращения грудного вскармливания у людей современного типа дефицит энергии, необходимой растущему организму, смягчался за счет более длительной зависимости от родителей и предоставления детям доступа к пище взрослых. Это могло дать нашим предкам долгосрочное преимущество перед неандертальцами.

24.05.2024

Внутри отдельных видов существует корреляция между распространенностью рака и размером тела — так, распространенность рака увеличивается в зависимости от роста взрослого человека или размера тела собак. Однако между видами млекопитающих наблюдается обратная корреляция — более высокая масса тела связана с меньшим риском рака. Феномен называется парадоксом Пето. Исследователи из США опубликовали препринт статьи, в которой изучили, как потеря генов защищает крупных млекопитающих от онкозаболеваний.

Утрата генов может способствовать развитию фенотипических различий между видами. Проанализировав геномы 17 видов афротериев и неполнозубых, ученые обнаружили множество потерь генов у представителей класса Paenungulata: слонов, даманов и морских коров. Изначально они предполагали, что устойчивость слонов к раку может быть связана в том числе с потерей онкогенов, однако обнаружили иное. Утраченные гены были связаны с такими вариантами клеточной гибели, как некроптоз (MLKL и RIPK3) и пироптоз (AIM2, MEFV, NLRC4, NLRP1 и NLRP6). Исследователи заключили, что механизмы регуляции некроптоза и пироптоза в этих линиях либо крайне видоизменены, либо утрачены. В свою очередь, это может способствовать, с одной стороны, устойчивости к раку, а с другой — восприимчивости к инфекции патогенами.

24.05.2024

Дети матерей-билингвов, слышавшие во время внутриутробного развития речь на двух языках, иначе воспринимают звуки. Чтобы это выяснить, исследователи отслеживали активность мозга 129 младенцев (76 — от билингвальных матерей) с помощью трех закрепленных на голове электродов. Они измеряли вызванный слуховой потенциал в ответ на звуковой стимул из двух гласных /oa/, определяя его спектр в зависимости от тона и тембра голоса. Оказалось, что амплитуда записанных спектров не различалась между детьми моно- и билингвальных матерей в ответ на тон голоса (хотя соотношение сигнал-шум было ниже у детей билингвов), но у монолингвальных новорожденных она была выше на частоте, связанной с тембром. Исследователи пришли к выводу, что дети, рожденные от билингвов, более комплексно реагируют на звуки и поэтому способны обрабатывать более богатый диапазон частот. Подробнее

Почему у обезьян-носачей такие носы? Этим вопросом задались авторы статьи в Scientific Reports — они проанализировали черепа носачей и показали, что особая структура носовой полости служит для акустической сигнализации и внешней демонстрации социального статуса самца. Ученые также подтвердили, что способность громче издавать вокализации трех типов подвергалась у носачей половому отбору. Подробнее

Искусственный интеллект предсказал поведение плодовой мушки. Для этого ученые записали поведение самца мушки во время ухаживания за самкой. Затем они последовательно нокаутировали те или иные гены в зрительных нейронах и обучили ИИ отслеживать изменения в поведении. В результате модель смогла предсказать, как будет вести себя самец при виде самки. Исследователи объясняют: сочетания нейронов зрительной проекции управляют взаимодействием самца с самкой, даже если эти нейроны не связаны с социальным поведением напрямую. Предложенная модель позволила сопоставить стимулы, типы нейронов и поведение мушки. Подробнее.

Биофизики смоделировали действие кетамина на разные нейронные контуры мозга и проверили его на человеке. В малых дозах кетамин усиливал активность в диапазоне быстрых гамма-волн (30-40 Гц), а при более высоких дозировках эти гамма-волны прерывались очень медленными дельта-волнами. Такое прерывание гамма-волновой активности, по-видимому, и связано с отключением сознания на высоких дозах кетамина. Авторы также выдвинули две гипотезы, объясняющие механизм такого влияния на активность мозга. Подробнее.

В Финляндии недавно обнаружилась популяция кошек с необычным окрасом, который исследователи назвали «лакричным» — темная шерсть таких кошек содержит волоски с белыми кончиками. Генетики проанализировали причины появления такого окраса и выяснили, что дело в гене KIT, а точнее, в 95-килобазной делеции в его 3’-фланкирующем регионе.  Подробнее

22.05.2024

Агонисты глюкагоноподобного пептида 1 (GLP-1) — лекарства, одобренные для лечения диабета, которые в последнее время также используются для снижения веса. У пациентов с диабетом выявлена связь между этими препаратами и повышенным риском нежелательных явлений со стороны ЖКТ (патологии желчевыводящих путей, панкреатит, непроходимость кишечника и гастропарез). Однако при диабете риск таких нежелательных явлений изначально повышен, поэтому в когортах пациентов, принимающих эти препараты для снижения веса, он должен исследоваться отдельно.

В октябре прошлого года в JAMA сообщалось, что использование агонистов GLP-1 лираглутида и семаглутида для снижения веса связано со значительно повышенным риском панкреатита, гастропареза и непроходимости кишечника, но не заболеваний желчевыводящих путей. Лираглутид принимали 4144 человека, семаглутид — 613 человек, сравнение проводили с когортой, принимавшей бупропион-налтрексон (654 человека).

На Неделе заболеваний пищеварительной системы (DDW 2024) в Вашингтоне представлены результаты повторного изучения этих данных с более строгими критериями. В частности, авторы включили данные об индексе массы тела пациентов. Вопреки оригинальной публикации, не была обнаружена связь между агонистами GLP-1 и острым панкреатитом или непроходимостью кишечника, но наблюдался некоторый повышенный риск заболеваний желчевыводящих путей и гастропареза.

22.05.2024

Низкая стрессоустойчивость в молодости предполагает на треть более высокий риск развития псориаза по сравнению с высокой стрессоустойчивостью, показали сотрудники Гетеборгского университета. Исследование основано на данных более чем 1,6 миллиона шведских мужчин, поступивших на военную службу с 1968 по 2005 год. Все они проходили оценку психологических качеств; 20,4% попало в группу с самой низкой стрессоустойчивостью, 21,5% — с самой высокой, остальные — в промежуточную. Эти данные сверили с диагностическими кодами псориаза и псориатического артрита в национальном реестре пациентов.

Псориаз или псориатический артрит развились примерно у 36 000, при этом в группе с низкой стрессоустойчивостью риск развития этих заболеваний был на 31% выше, чем в группе с высокой стрессоустойчивостью. Более тяжелые случаи псориаза и псориатического артрита еще сильнее связаны с чувствительностью к стрессу: при включении только госпитализированных пациентов низкая стрессоустойчивость означала на 79% более высокий риск псориаза и на 53% более высокий риск псориатического артрита по сравнению со стрессоустойчивой группой.

Таким образом, впервые показано, что психологическая чувствительность в молодом возрасте является фактором риска для псориаза, по крайней мере, для мужчин.