Виртуальная реальность облегчает боль

Динозавры и маммалиаформы мезозоя нарушали правило Бергмана, сообщается в недавнем исследовании британских и американских ученых. Правило Бергмана гласит, что среди сходных гомойотермных (теплокровных) животных более крупными размерами тела обладают те, которые живут в более холодных широтах. Изначально предложенное для млекопитающих, правило было применено и к птицам, а также к пойкилотермным (холоднокровным) животным, включая амфибий, рептилий, рыб и беспозвоночных, хотя для пойкилотермных время от времени наблюдается обратная картина. Проанализировав ископаемые останки тысяч видов динозавров и маммалиаформ (предков современных птиц и млекопитающих, соответственно), ученые пришли к выводу, что эволюция размеров их тела не зависела от широты. Подробнее.

Языковые модели уже продемонстрировали эффективность в расшифровке функций геномных и белковых последовательностей. Теперь же ученые сфокусировались на мРНК — они представили языковую модель для 5′ нетранслируемой области (5′ UTR), обучив ее на эндогенных 5′ UTR нескольких видов. С помощью этой модели ее создатели разработали 211 новых 5′ UTR и экспериментально показали, что некоторые из конструкций увеличили продукцию белка на 32,5% по сравнению с ранее полученными 5′ UTR, которые были оптимизированы для терапевтического применения.  Авторы работы рассчитывают, что их подход найдет применение в разработке и улучшении терапевтических мРНК. Подробнее.

Экологическая ДНК (эДНК, environmental DNA) поможет оценить здоровье коралловых рифов, пишут ученые из Массачусетса. Микробиота кораллового рифа играет важную роль в поддержании его здоровья, а на нее, в свою очередь, могут влиять такие факторы, как ураганы или вспышки заболеваний. Авторы статьи предложили неинвазивный подход к изучению микробных сообществ коралловых рифов — анализ эДНК — который позволяет оперативно оценить, как внешние факторы повлияли на коралловые рифы и на их микробиом. Такая диагностика, в свою очередь, поспособствует своевременному принятию мер по поддержке экосистем коралловых рифов. Подробнее.

Может ли единый биомаркер, основанный на видео, улучшить стратификацию риска развития стеноза аорты? Авторы статьи, опубликованной на страницах JAMA Cardiology, отвечают на этот вопрос утвердительно. Они провели многонациональное когортное исследование и показали, что новый выявляемый ИИ биомаркер стеноза аорты (Digital AS Severity Index), полученный с помощью видеозаписи, был достоверно связан с повышенным риском рецидива стеноза аорты, более быстрым прогрессированием (его выявляли с помощью допплерэхокардиографии) и заменой аортального клапана в будущем. Подробнее.

Виртуальная реальность облегчает боль у онкологических больных. В испытании участвовали 128 взрослых пациентов с разными типами опухолей. В одной группе терапия была основана на виртуальной реальности, в другой — задействовала двухмерные образы, управляемые с помощью планшета. Облегчение боли наблюдалось в обеих группах, однако в группе виртуальной реальности оно оказалось более значительным, и эффект сохранялся дольше. Подробнее.

25.07.2024

Апноэ ассоциировано с повышенным давлением, однако механизм этой связи был не до конца понятен. Авторы из США провели исследование на грызунах и показали, что, когда уровень кислорода в крови падает при апноэ, передний мозг подает сигнал опасности стволу головного мозга, который контролирует работу сердца и легких. Авторы уточнили, что активируют ствол мозга два нейротрансмиттера — окситоцин и кортикотропин-рилизинг гормон (КРГ). Со временем это приводит к развитию гипертензии. А гипертензия, в свою очередь, повышает риск инсульта, осложнений со стороны метаболизма и других расстройств.

Люди с апноэ не только часто имеют повышенное давление, но и меньше спят, что влияет на их когнитивные способности и память. Авторы говорят, что их цель — помочь клиницистам разработать специфичное лекарство, таргетирующее или эти нейротрансмиттеры, или белки, которые их связывают, чтобы снизить давление у людей, страдающих от апноэ.

18.07.2024

Известно, что ожирение ассоциировано с худшим состоянием сердца, однако долговременное влияние ожирения на сердечную мышцу не до конца изучено. Авторы исследования, опубликованного в European Heart Journal, долгие годы отслеживали состояние здоровья группы людей, родившихся в Англии, Шотландии или Уэльсе в 1946 году. Они многократно измеряли ИМТ и отношение окружностей талии и бедер, а также оценивали здоровье сердца в 60–64 года, в частности, массу левого желудочка, с помощью эхокардиографии. Оказывается, люди, чей ИМТ был выше нормы в любой момент после 20 лет, имели более высокую массу левого желудочка в 60 лет. Так, повышение ИМТ на пять единиц в 43 года было ассоциировано с увеличением массы левого желудочка на 15%. При этом ИМТ в 60 лет не влиял на эту закономерность. По мнению авторов, это указывает на важность поддержания нормального веса в любом возрасте. Пока невозможно утверждать однозначно, что лишний вес в молодом возрасте повреждает сердце, можно говорить только о связи этих двух явлений.

28.06.2024

Проспективное когортное исследование, проведенное в Великобритании в 2007–2016 годах, выявило бессимптомные нарушения работы клапанов сердца более чем у четверти пожилых людей.

Авторы работы проанализировали данные 4237 добровольцев старше 60 лет. Их состояние здоровья оценивали с помощью анкетирования, клинического осмотра и эхокардиографии (эхоКГ). Симптоматических показаний к эхоКГ у добровольцев не было. При этом оказалось, что у 28,2% пациентов была нарушена работа клапанов сердца; наиболее распространенными нарушениями были регургитация трехстворчатого (13,8%), митрального (12,8%) и аортального (8,3%) клапанов. Клинически значимых случаев было 2,4% (2,2% умеренной тяжести и 0,2% тяжелых случаев). Единственным параметром, значимо связанным с такими нарушениями, оказался возраст (отношение шансов 1,07 на год увеличения возраста).

Ученые заключают, что у существенной части бессимптомных и в остальном считающихся здоровыми пожилых людей присутствуют нарушения работы сердечных клапанов, причем их распространенность увеличивается с возрастом. Они призывают к более масштабным исследованиям, которые позволили бы оценить роль эхоКГ-скрининга в стратификации групп риска и определении терапевтических стратегий.

24.06.2024

Компания Alnylam Pharmaceuticals, которая разрабатывает терапевтические подходы на основе РНК-интерференции (РНКи), объявила о положительных результатах фазы 3 клинического исследования HELIOS-B. Испытывался препарат вутрисиран (Амвуттра) против ATTR-амилоидной кардиомиопатии, при которой образуется амилоидная форма транстиретина — белка, транспортирующего тироксин и ретинол. Малая интерферирующая РНК в составе препарата взаимодействует с мРНК транстиретина и вызывает ее деградацию, тем самым подавляя синтез белка. Она конъюгирована с тремя молекулами N-ацетилгалактозамина, распознаваемого рецептором клеток печени, где продуцируется транстиретин.

Частота повторных сердечно-сосудистых событий и смертности от всех причин снизилась примерно на треть среди всех участников, получавших препарат (654 человека). Сходный результат наблюдался и в подгруппе монотерапии (рассмотренные отдельно 395 пациентов, которые получали только вутрисиран и не принимали тафамидис — препарат, назначаемый для замедления прогрессирования транстиретинового амилоидоза). Улучшения также были продемонстрированы по всем вторичным конечным точкам. Отмечаются хорошие безопасность и переносимость препарата.

17.05.2024

Международная группа ученых показала, что действенность препаратов от повышенного давления зависит от хронотипа человека и времени приема лекарств. Более 5000 тысяч человек из рандомизированного клинического исследования TIME (Treatment in Morning versus Evening) ответили на вопросы, которые помогли определить их хронотип. Затем их случайным образом разделили на две группы — одна получала лекарства для нормализации высокого давления утром, другая вечером. Исследование показало, что у «жаворонков», принимавших лекарство утром, реже происходил сердечный приступ, чем у принимавших его вечером. И наоборот, «совы», принимавшие препарат вечером, реже попадали в больницу с сердечным приступом, чем те, кто принимал препарат утром, то есть важно, чтобы время приема препаратов соответствовало хронотипу. Авторы исследования напоминают, что все люди разные, и учитывать такие их особенности, как хронотип, при назначении препаратов не так сложно. Однако они подчеркивают, что результаты еще нужно перепроверять, и пока пациентам следует принимать препараты в то время, которое назначил врач.