Антиретровирусная терапия не влияет на микробиом молока ВИЧ-инфицированных женщин

Ученые из США и Кении исследовали образцы молока ВИЧ-инфицированных матерей, получавших и не получавших антиретровирусную терапию во время грудного вскармливания. Никакого воздействия АРТ на состав микробиома обнаружить не удалось.

Микробиом кишечника младенцев воздействует на многие аспекты здоровья человека, причем не только в младенчестве. Бактерии, вирусы и грибки в составе микробиома ребенок первоначально получает с материнским молоком. Поэтому важно исследовать микробиом грудного молока при различных заболеваниях и состояниях матери.

Предыдущие исследования выявили изменения в микробиоме младенцев при хронических заболеваниях, таких как болезнь Крона, сахарный диабет и ожирение. Известно было также, что ВИЧ-инфекция сама по себе на микробиом молока не влияет. По данным исследования, опубликованного в журнале Microbiology Spectrum, ВИЧ-позитивные матери, получающие комбинированную антиретровирусную терапию (кАРТ), могут кормить детей грудью, не опасаясь неблагоприятного воздействия на их микробиом. (Однако вопрос о риске передачи ВИЧ-инфекции с молоком даже на фоне АРТ пока остается открытым.)

Ефрем Лим из Университета штата Аризона и его коллеги изучали микробиом грудного молока ВИЧ-позитивных женщин в Кении с помощью NGS секвенирования бактериальных 16S рРНК. Это были участницы клинического исследования, которое проводилось в Найроби с 2003 по 2006 гг., еще до того, как комбинированная АРТ стала стандартом лечения. В рамках КИ проверяли  влияние различных схем АРТ на предотвращение передачи ВИЧ от матери ребенку. Женщины были рандомизированы в группы: 24 не получали АРТ во время грудного вскармливания, 25 получали комбинированную АРТ (зидовудин, невирапин, ламивудин).

Образцы грудного молока женщин на АРТ сравнили с образцами женщин, получавших лечение антибиотиками. Оказалось, что антиретровирусная терапия не влияет на бактериальный состав микробиома. Хотя альфа- и бета-разнообразие микробиома значительно менялись в первые четыре недели после родов, статистически значимой разницы в составе бактериального микробиома между женщинами, получавшими и не получавшими комбинированную АРТ, не было.

Участниц также разделили на принимавших и не принимавших антибиотики, и между этими группами удалось обнаружить различие. Антибиотики влияли на изменение бета-разнообразия (отношение разнообразия в конкретном образце к общему наблюдаемому разнообразию) с течением времени.

Таким образом, бактериальный микробиом грудного молока достаточно устойчив к материнской ВИЧ-инфекции, иммуносупрессии или АРТ и в меньшей степени — к приему антибиотиков.

Rabia Maqsood, et al. Dynamic Changes in Breast Milk Microbiome in the Early Postpartum Period of Kenyan Women Living with HIV Are Influenced by Antibiotics but Not Antiretrovirals. // Microbiology Spectrum, 2022, DOI: 10.1128/spectrum.02080-21