Блинатумомаб улучшает прогноз лечения младенцев с острым лимфобластным лейкозом

Ученые из Нидерландов показали эффективность и безопасность иммунотерапии острого лимфобластного лейкоза у детей до года. После курса блинатумомаба 81,6% младенцев в течение двух лет находились в ремиссии. При использовании стандартной терапии такой исход был только у 49,4%. Авторы полагают, что блинатумомаб может войти в стандартные протоколы лечения детей с острой лейкемией.

Credit:
123rf.com

Острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ) — злокачественное заболевание костного мозга и крови. И хотя безрецидивная выживаемость среди детей старшего возраста за недавнее время выросла и составляет 85%, у младенцев прогноз остается плохим с общей выживаемостью 58%. Особенно это касается детей с мутацией в гене гистоновой лизин-N-метилтрансферазы 2А (КМТ2А), приводящей к самым тяжелым последствиям. В терапии ОЛЛ применяется препарат блинатумомаб — противоопухолевое средство, активирующее Т-лимфоциты и цитотоксический ответ. Ранние исследования показали его безопасность при лечении детей старшего возраста и взрослых, но исследований на младенцах еще не было. Авторы предположили, что добавление курса блинатумомаба к существующему протоколу лечения младенцев с ОЛЛ Interfant-06 улучшит прогноз.

В июля 2018 по июль 2021 в девяти странах было отобрано 30 детей до года с только что поставленным диагнозом КМТ2А-ОЛЛ и содержанием лейкозных бластов в ККМ меньше 25%. После месяца получения лечения в рамках протокола Interfant-06 пациенты получали дополнительно цикл блинатумомаба (15 мкг на 1 м2 поверхности тела раз в день) в течение четырех недель. За 30 минут до блинатумомаба внутривенно вводили дексаметазон (5 мкг на 1 м2). Для профилактики заболеваний ЦНС на 15-й день интратекально вводили метотрексат и преднизолон. После завершения курса лечение продолжали по протоколу Interfant-06. Полученные результаты сравнивали с данными лечения 214 детей, которые получали Interfant-06 в рамках предыдущего исследования. Первичной конечной точкой выбрали значимые токсические эффекты, приводящие к отмене препарата или смерти пациента.

Все пациенты прошли четырехнедельный курс блинатумомаба. Не было зафиксировано неврологический нарушений и летальных исходов. Серьезные побочные явления были у девяти пациентов: лихорадка, инфекции, гипертония, рвота. Среди побочных эффектов также встречались фебрильная нейтропения (7% пациентов), анемия (17%), нейтропения (7%), повышение уровня γ-глутамилтранспептидазы (7%), диарея (13%).

После двух и четырех недель лечения блинатумомабом у 53% пациентов (16 из 30) были отрицательные результаты минимальной остаточной болезни (МОБ). После окончания инфузий у 93% детей (28 из 30) были отрицательные результаты МОБ или очень низкие ее уровни. В исследовании Interfant-06 такой результат был только у 83% пациентов.

У 81,6% пациентов в течение двух лет не было признаков заболевания, в то время как у детей, проходивших лечение по стандартному протоколу Interfant-06, безрецидивная выживаемость составила 49,4%. Один ребенок умер из-за трахеального кровотечения, что, по мнению авторов, не было связано с иммунотерапией. Через два года после постановки диагноза у 18% детей, получивших лечение блинатумомабом, рак вернулся или они погибли. В исследованиях, где использовалось только лечение Interfant-06, процент был значительно больше — 51%.

Ученые доказали, что иммунотерапия блинатумомабом значительно повышает выживаемость младенцев с КМТ2А-ОЛЛ. В дальнейшем авторы планируют провести исследование на большем количестве детей, а также выяснить, есть ли польза от двух курсов блинатумомаба.

Митофагия участвует в резистентности клеток острого миелоидного лейкоза к терапии

Источник:

Inge M. van der Sluis, et al. Blinatumomab Added to Chemotherapy in Infant Lymphoblastic Leukemia. // The New England Journal of Medicine (388). April 27, 2023. DOI: 10.1056/NEJMoa2214171

Добавить в избранное