Что нужно тритону, чтобы отрастить конечность
Тритоны способны к регенерации конечностей в течение всей жизни. У личинок это происходит за счет стволовых клеток, а у взрослой амфибии регенерация включает дедифференцировку клеток мышечных волокон в остатке конечности. Японские ученые установили, что для успешной регенерации взрослому тритону необходимы два процесса: пройденный метаморфоз и рост тела.
Тритоны отличаются от большинства хвостатых земноводных способностью отращивать утерянные конечность, в том числе неоднократно. Эта способность сохраняется и после метаморфоза. Японские ученые исследовали восстановление мышц при регенерации конечностей у огненнобрюхого тритона Cynops pyrrhogaster.
Ранее те же авторы установили, что в регенерации конечности у тритона до завершения метаморфоза (превращение из личинки, дышащей жабрами, во взрослую амфибию) используются стволовые клетки-предшественники, а после метаморфоза, в возрасте года-полутора регенерацию обеспечивают мышечные клетки культи, которые дедифференцируются в миогенные клетки. Последнее отличает тритона от других амфибий, которые после превращения регенерировать конечности не могут. Однако оставалось неясным, какой процесс регулирует дедифференцировку — метаморфоз или рост тела.
Для наблюдения за клетками мышечных волокон исследователи разработали систему на основе экспрессии флуоресцентных белков EGFP и N-mCherry. С помощью CRISPR-Cas они создали тритонов-альбиносов, в которых удобно наблюдать флуоресценцию, получили от них яйцеклетки и трансформировали их кассетой для экспрессии зеленого EGFR и красного mCherry. В отсутствие рекомбинации по сайтам LoxP, которыми окружен ген EGFP, в клетках экспрессируется EGFP. В составе этой же экспрессионной кассеты находится ген, кодирующий рекомбиназу Cre. Ее экспрессия запускалась добавлением тамоксифена, после этого рекомбиназа удаляла ген EGFP и запускалась экспрессия гена mCherry, стоящего после него: клетки скелетных мышц начинали светиться красным. Это позволяло отслеживать их судьбу во время регенерации.
В новом исследовании они сравнили тритонов с обычным развитием и гигантских личинок тритона, у которых метаморфоз был заблокирован добавлением тиомочевины.
Когда ученые специфически индуцировали рекомбинацию в многоядерных мышечных волокнах с помощью 4-гидрокситамоксифена (4-OHT), в результате чего от 17 до 42% всех ядер в мышечных волокнах начинали экспресссировать только N-mCherry. Сателлитные клетки, также присутствующие в мышцах, никогда не экспрессировали N-mCherry, поэтому все ядра, которые были визуализированы, принадлежали только многоядерным миоцитам.
Ученые отследили перемещения ядер мышечных волокон в область бластемы, то есть регенерирующей конечности. Хотя передние лапки у гигантских личинок отрастали столь же успешно, у них не происходила дедифференцировка мышечных волокон и нарушался процесс формирования пальцев. В ходе метаморфоза у этих личинок восстанавливалось нормальное формирование пальцев и наблюдалась дедифференцировка мышечных клеток, как и у обычных взрослых тритонов.
Исследователи отметили, что дедифференцировка мышц происходила только у особей, длина тела которых превышала 6 см. Тритоны достигают такого размера примерно к 1,1 года, однако рост можно искусственно замедлить, понизив температуру воды с предпочтительной (18–20 °C) до низкой (12 °C). Авторы работы показали, что у тритонов, содержащихся в холодной воде, после удаления конечности дедифференцировки мышечных волокон при регенерации не происходило — она начиналась, только когда тритоны дорастали до 6,5 см.
Таким образом, для успешной дедифференцировки мышечных волокон, обеспечивающей регенерацию лапки, тритону необходимы как прохождение метаморфоза, так и достижение определенной длины тела, то есть рост. Наиболее разумным объяснением механизма, отвечающего за этот путь регенерации, авторы считают изменения микроокружения, или «ниши» стволовых клеток, подавляющие их участие.
Источник
Yu, Z.Y., et al. The latent dedifferentiation capacity of newt limb muscles is unleashed by a combination of metamorphosis and body growth // Scientific Reports, 12, 11653, 2022, DOI: 10.1038/s41598-022-15879-z