Детский церебральный паралич может иметь генетические причины

Полноэкзомное секвенирование пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП) выявило патогенные варианты генов в 26% случаев. Мутации были обнаружены даже у детей, для которых фактор риска заболевания был известен. Ученые считают, что результаты генетического анализа позволят изменить подход к лечению пациентов с ДЦП.

marysmn | 123rf.com

Исследователи из Бостонской детской больницы и их коллеги из других лечебных учреждений США обнаружили моногенные нарушения у 26% пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП). Результаты работы, опубликованные в Annals of Clinical and Translational Neurology, опровергают сложившееся мнение об этиологии ДЦП.

До сих пор было принято считать, что к факторам риска заболевания относятся родовые травмы, асфиксия, недоношенность, мозговые кровоизлияния, но не мутации в генах. Однако у 20% пациентов ДЦП не связан с действием перинатальных факторов риска (так называемый криптогенный ДЦП).

В новом исследовании приняли участие 50 пациентов с ДЦП женского и мужского пола в возрасте от 2 до 18 лет. В зависимости от причин заболевания ученые разделили испытуемых на группы с криптогенным и некриптогенным ДЦП, а также выделили группу пациентов с «имитацией» ДЦП (cerebral palsy masqueraders). Последние обладали большинством признаков болезни, но со временем их состояние ухудшалось, что не характерно для ДЦП.

Участники прошли медицинское обследование на предмет двигательных расстройств и других нарушений, а также МРТ головного мозга. Образцы их крови и буккальные мазки использовали для полноэкзомного секвенирования ДНК.

В результате ученые составили подробный фенотип испытуемых. В частности, у детей с некриптогенным ДЦП зарегистрированы множественные сопутствующие заболевания, а МРТ показала двустороннее повреждение белого вещества головного мозга.

Секвенирование экзомов выявило патогенные и потенциально патогенные варианты у 13 пациентов из 50 (26 %). Мутации затронули 13 генов: ECHS1, SATB2, ZMYM2, ADAT3, COL4A1, THOC2, SLC16A2, SPAST, POLR2A, GNAO1, PDHX, ACADM и ATL1. Мутации в этих генах ранее были ассоциированы с менделевскими (моногенными) заболеваниями, наследуемыми по аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному и X-сцепленному типу, и объясняли фенотип пациентов.

Наиболее высокая встречаемость патогенных вариантов зафиксирована среди «имитаторов» (у 3 из 5), реже — среди участников с криптогенным ДЦП (у 7 из 24). Но наиболее удивительным оказалось наличие измененных генов у пациентов с некриптогенным ДЦП (у 3 из 20). Для каждого случая из трех был известен конкретный фактор риска паралича, но дополнительно были обнаружены генетические факторы. Пока неясно, могли ли мутации повысить уязвимость детей к родовым травмам. Этот вопрос требует дальнейших исследований.

Авторы работы считают, что необходимо проводить генетический анализ детям с ДЦП или с симптомами, схожими с ДЦП, поскольку это позволит скорректировать лечение и сделать его более эффективным. В настоящее время нет единых рекомендаций по генетическому тестированию пациентов с ДЦП. Основываясь на результатах исследования, авторы предложили свой алгоритм оценки необходимости генетического тестирования для таких пациентов. Он представлен на иллюстрации.

Chopra M., et al. Mendelian etiologies identified with whole exome sequencing in cerebral palsy. // Annals of Clinical and Translational Neurology, 2021, published online 24 January 2022. DOI: 10.1002/acn3.51506