ДНК-вакцину против конго-крымской лихорадки успешно протестировали на приматах

Ученые разработали ДНК-вакцину против переносимого клещами вируса конго-крымской геморрагической лихорадки и проверили ее на макаках-крабоедах. Было показано, что у животных, получивших три дозы вакцины, развивается защитный иммунитет.

Распространение конго-крымской лихорадки.

Credit: WHO

В статье, опубликованной в Nature Microbiology, исследователи из США, Швеции и Германии рассказывают об испытаниях ДНК-вакцины против конго-крымской лихорадки на макаках-крабоедах.

Конго-крымская геморрагическая лихорадка — тяжелое заболевание, вызываемое РНК-вирусом из семейства Nairoviridae. Его переносят клещи рода Hyalomma. Заболевание эндемично в Восточной Европе, Африке, некоторых районах Азии и на Ближнем Востоке. Заражение вирусом происходит вследствие укусов клещей, работы с пораженным скотом или ухода за уже больными лихорадкой людьми. На данный момент не существует специфической терапии Конго-крымской лихорадки, и ВОЗ внесла заболевание в список инфекций, против которых необходима вакцина.

Представленная ДНК-вакцина состоит из двух плазмид: одна экспрессирует нуклеопротеин (NP), другая — гликопротеины (GPC) штамма Hoti вируса конго-крымской геморрагической лихорадки. В ходе исследования шесть животных были вакцинированы тремя дозами препарата с перерывом в три недели между каждой. Шесть животных из контрольной группы получили пустые плазмиды по той же схеме. Препараты вводились внутримышечно с последующей электропорацией in vivo для доставки плазмид в клетки. Авторы отмечают, что эту процедуру животные переносили хорошо.

Для оценки иммунного ответа ученые отбирали образцы сыворотки макак в день первой инъекции и далее через две недели после каждой инъекции, а также собирали мононуклеарные клетки периферической крови на 35 и 56 день после первой инъекции. Было показано, что у привитых животных вырабатывается специфичный гуморальный и клеточный иммунный ответ. Чтобы оценить защитные свойства вакцины, на 63 день после первой дозы всем животным ввели подкожно и внутривенно штамм Hoti вируса.

Биохимический анализ крови после инфицирования не выявил у вакцинированных животных изменений показателей, соответствующих плохому исходу у людей. К моменту запланированной эвтаназии (на 27 день после третьей дозы вакцины) у макак, получивших вакцину, не развилась вирусемия, при этом у макак из контрольной группы уровень РНК вируса в крови оставался высоким. Количество вирусной РНК в ключевых органах привитых животных снизилось до недетектируемого уровня.

Таким образом, доклинические испытания показали, что ДНК-вакцина хорошо переносится и защищает приматов от конго-крымской геморрагической лихорадки. Авторы считают, что следующим этапом должны стать клинические испытания препарата.

Hawman, D.W., et al. // A DNA-based vaccine protects against Crimean-Congo haemorrhagic fever virus disease in a Cynomolgus macaque model. // Nature Microbiology (2020), published 30 November 2020; DOI: 10.1038/s41564-020-00815-6