Два варианта гена, связанного с выработкой кортизола, сыграли важную роль в одомашнивании собак

Японские исследователи проверили, различается ли социальное поведение собак древней группы, которые генетически ближе к волкам, и собак европейских пород. Оказалось, что собаки древней группы реже смотрят на человека, ожидая подсказки, когда выполняют задание. Разницу в поведении связали с двумя полиморфизмами в гене рецептора меланокортина 2, участвующем в выработке кортизола.

Собаки (Canis lupus familiaris) были одомашнены первыми, и в ходе одомашнивания их отбирали по поведению, темпераменту и когнитивным способностям. Очень важный компонент этих процессов — способность формировать социальные связи с людьми. Однако генетическая основа этих способностей не до конца ясна.

Ученые предполагают, что важную роль в одомашнивании сыграли гормоны, например, глюкокортикоиды (гормон, ассоциированный с тревожностью и социальным избеганием). В экспериментах по одомашниванию лисиц (Vulpes vulpes) у животных вырабатывалось меньше кортизола, они терпимее относились к новому окружению. Другой важный гормон – окситоцин. Он позволяет собакам отвечать на социальные сигналы, например, указание. Разные породы отличаются темпераментом и способностью понимать человека. Японские исследователи изучили взаимодействие с человеком собак древней группы (породы, генетически более близкие к волкам, например, акита-ину и сибирский хаски) и общей группы (европейские породы). После этого искали связи между социальным поведением животных и полиморфизмами в генах рецептора меланокортина 2 (MC2R), окситоцина (OT), рецептора окситоцина (OTR) и гена WBSCR17, который связывают с синдром Вильямса-Бойрена.

В исследовании приняли участие 624 собаки. В первом тесте животные должны были найти еду под одной из двух чашек, основываясь на подсказках человека, таких как указание взглядом и рукой, постукивание. Так проверялась способность реагировать на жесты человека. Во втором тесте собаки должны были открыть контейнер с едой. В этот раз замерялась частота и время, когда собака смотрела на экспериментатора, что интерпретировалось как социальная привязанность к человеку.

Поведение собак двух групп в первом тесте не различалось, а во втором тесте собаки из древней группы меньше смотрели на экспериментатора. Авторы показали значимую связь с шестью SNP в рассматриваемых генах. Дрессировка и пол не влияли на полученные результаты.

Авторы предположили, что способность понимать команды человека развилась у собак рано, а тенденция смотреть на человека — черта, которая закрепилась позже. Два SNP в гене MC2R коррелировали еще и с правильным выбором в первом тесте. Исследователи предполагают, что ген MC2R сыграл роль в одомашнивании собак, возможно, снижая уровень стресса животных присутствии людей.

Tonoike A., et al. Identification of genes associated with human-canine communication in canine evolution // Scientific Reports, 12, 6950 (2022), published June 09, 2022, DOI: 10.1038/s41598-022-11130-x