Эпигенетика преждевременных родов

Ученые из США провели поиск ассоциаций по всему эпигеному, чтобы найти эпигенетические маркеры преждевременных родов. Был выявлен ряд дифференциальных областей метилирования ДНК как у родителей, так и у новорожденных детей. Тем не менее предсказательной силы обнаруженные маркеры не имели.

olesiabilkei | 123rf.com

Преждевременные роды могут создавать серьезную угрозу для здоровья младенца, при этом их сложно предсказать, а встречаются они довольно часто — один или более случаев на каждые десять родов. Ученые предлагали несколько вариантов биомаркеров преждевременных родов, но все они были ненадежными. В поисках новых маркеров авторы новой статьи в Scientific Reports протестировали эпигеномы обоих родителей и новорожденного младенца.

Эпигенетические модификации ДНК могут быть вызваны факторами внешней среды — стрессом, токсическими веществами, плохим питанием, но также способны передаваться по наследству. Важнейшая эпигенетическая модификация — это метилирование ДНК.

В исследовании приняли участие 19 триад «мать, отец, ребёнок» со случаем преждевременных родов (менее 37 недель), а в контрольной группе — 21 триада, где роды произошли в срок. В качестве материала для анализа использовали соскоб щечных эпителиальных клеток — такой тест был бы неинвазивным, а потому привлекательным. ДНК из соскоба анализировали методом иммунопреципитации метилированной ДНК с последующим секвенированием (MeDIP-Seq). Образцы клеток были получены примерно через неделю у младенцев и непосредственно после родов у родителей.

Матерей недоношенных детей от матерей доношенных детей отличало более 130 эпигенетических биомаркеров (при p<0,0001). Некоторые различия наблюдались и у отцов, так что их роль исключать нельзя.

В каждой из групп — отцов, матерей, детей-девочек и детей-мальчиков — было выявлено около ста дифференциальных областей метилирования (DMR), лишь небольшая часть которых пересекалась в разных группах. Более значительное перекрытие было обнаружено у детей с эпигеномом матерей, чем с эпигеномом отцов, у девочек — больше, чем у мальчиков, а больше всего общих DMR было у новорожденных девочек и матерей. Это позволяет предположить, что склонность к рождению недоношенного ребенка может передаваться по наследству, говорится в пресс-релизе университета штата Вашингтон.

Далее слепым методом ученые попытались определить случаи преждевременных родов у 10 триад. Метод не имел предсказательной силы и верно определил случаи преждевременных родов в 50% случаев для матерей, в 40% случаев для отцов и в 60% случаев для младенцев-девочек.

Таким образом, на данный момент невозможно создать неинвазивный эпигенетический тест для предсказания преждевременных родов. Тем не менее дифференциально метилированные области у родителей и детей были найдены. Авторы предполагают, что более раннее взятие образцов у родителей и увеличение выборки смогут повысить предсказательную силу теста.

Winchester, P. et al. Preterm birth buccal cell epigenetic biomarkers to facilitate preventative medicine. Scientific Reports, 12, 3361, published 1 March 2022; DOI: 10.1038/s41598-022-07262-9