Этруски оказались коренными жителями Апеннинского полуострова

Происхождение этрусков долгое время оставалось загадкой, о нем спорили еще древние греки. Современные исследования показали, что генетически этруски не отличались от соседей, в частности, от жителей Рима. Версия Геродота, который считал этрусков пришельцами из Малой Азии, подтверждения не нашла. Они сохранили свои язык и культуру под натиском носителей индоевропейских языков, которые переселились на полуостров в бронзовом веке. В геномах этрусков и их потомков также нашли отражение события истории Римской империи.

Daderot, CC0, via Wikimedia Commons | Пресс-релиз

Этруски — загадочный народ, цивилизация которых процветала на территории центральной Италии в железном веке. Их культура резко отличалась от соседей, а этрусский язык не относился к индоевропейской языковой семье. Об этом народе нам известно по свидетельствам древних греков и римлян. До сих пор неясно, откуда произошли этруски. Геродот и Гелланик Лесбосский считали, что они мигрировали из Малой Азии. Эту гипотезу подтверждает присутствие элементов культуры Древней Греции в Этрурии. С другой стороны, Дионисий Галикарнасский считал, что этруски произошли от местных жителей и были наследниками культуры Вилланова. Споры ведутся до сих пор.

Международная группа ученых проанализировала древнюю ДНК 82 индивидов, проживавших на территории центральной и южной Италии с 800 года до н.э. по 1000 год н.э. Авторы показали, что этруски приходились близкой родней своим соседям, говорящим на других языках. Также исторические события, такие как расцвет и падение Римской империи, отразились на геномах местных жителей.

ДНК получали из образцов костей и зубов. Читали в первую очередь митохондриальный геном и до 1,24 миллиона SNP в ядерном геноме. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что 48 образцов относились к периоду с 800 по 1 год до н.э. (железный век и Римская республика), шесть образцов — к 1–500 годам н.э. (Римская империя) и 28 образцов — к 500–1000 годам н.э. (12 из центральной Италии и 16 из южной). Более точно определить периоды не удалось из-за несовершенства радиоуглеродного метода.

Анализ главных компонент показал, что из 48 индивидов первого периода 40 образуют генетический кластер, который пересекается с современными испанцами, четверо больше походили на жителей северной Африки, трое — на жителей центральной Европы и один — на жителей Ближнего Востока.

Дальнейший анализ геномов индивидов из основного кластера показал, что этруски того периода генетически практически не отличались от своих ближайших соседей, таких как латины. Они были потомками земледельцев каменного века, которые жили в Европе начиная с шестого тысячелетия до н.э. К 1600 году до н.э. этруски вобрали в себя переселенцев из степей, как и многие другие европейские популяции. Большая часть их генетического профиля — наследие этих «новоприбывших». Свидетельств миграции предков этрусков из Малой Азии найдено не было.

Этрусский язык устоял под напором индоевропейских языков, несмотря на массовую миграцию. Схожая ситуация характерна для баскского языка, который используется и в настоящее время. Авторы предупреждают о том, что не всегда можно полагаться на упрощенную формулу: одни гены — один язык.

По крайней мере в течение 800 лет популяция этрусков была по большей части гомогенной. С расцветом Римской империи ситуация изменилась, этруски все больше смешивались с переселенцами из восточного Средиземноморья, скорее всего из-за перемещения больших групп рабов и солдат. В период раннего Средневековья и с падением Западной Римской империи в регионе появляются потомки жителей северной Европы, германцев. С того времени по наши дни, по крайней мере тысячу лет, генофонд жителей центральной и южной Италии не претерпевал радикальных изменений.

В ходе исследования авторы отметили еще один интересный момент. Когда они проводили радиоуглеродный анализ остатков из этрусских гробниц, почти в половине случаев скелеты относились к более поздним периодам. «Люди использовали этрусские некрополи многократно чтобы хоронить своих умерших», — заключил генетик Козимо Пост из Тюбингенского университета (Германия), первый автор работы.

Таким образом, у этрусков высока доля генов жителей степей, несмотря на уникальность языка. После массовой миграции бронзового века их генофонд значительно не менялся в течение 800 лет. Во время Римской империи большую долю исконно этрусских генетических профилей заменили потомки жителей восточного Средиземноморья. В период раннего Средневековья на полуостров пришли германские племена. Генетический состав современных жителей центральной и южной Италии устоялся около первого тысячелетия нашей эры. Авторы предупреждают, что их выводы еще предстоит подтвердить с помощью более географически обширного анализа.

Posth C., et al. The origin and legacy of the Etruscans through a 2000-year archeogenomic time transect // Science Advances, Vol 7, Issue 39 (2021), published September 24, 2021, DOI: 10.1126/sciadv.abi7673