Генетические паттерны и история ни-вануату

Генетический анализ 1433 индивидов из Республики Вануату в Меланезии подтверждает теории о трех волнах миграции на архипелаг — из Восточной Азии, Индонезии и Полинезии. Описана генетическая структура и история современной популяции.

Ребенок вануату. Светлые волосы у жителей Меланезии встречаются из-за мутации в гене TYRP1, продукт которого участвует в синтезе меланина.

Республика Вануату, расположенная на островах архипелага Новые Гебриды, — один из ключевых регионов для понимания антропологической истории Тихоокеанского региона. Культурные и антропологические данные, полученные с архипелага, отражают три волны популяционных миграций. Первая началась около 5 тысяч лет назад на территории современного Тайваня, сформировалась в культуру Лапита и достигла островов Вануату около 3 тысяч лет назад. Вторая волна миграции произошла около 2,5 тысяч лет назад и включала в себя потомков папуасов Новой Гвинеи. Последняя волна миграции привнесла на острова полинезийскую культуру — архипелаг стал единственным местом за пределами Полинезийского треугольника, где живут люди, для которых полинезийский язык является родным. (Подробнее о генетических подтверждениях этого сценария на PCR.NEWS.) Масштабное генетическое исследование, проведенное международной группой ученых, позволило более подробно описать историю населения архипелага и современное состояние популяции.

Исследователи проанализировали образцы от 1433 жителей архипелага, собранные в 2003–2005 годах, по 2,3 млн SNP. В исследование также включили полученные ранее 179 полногеномных образцов. Анализ показал, что население Республики Вануату представляет собой генетический градиент между восточноазиатскими и папуасскими популяциями. Это подтверждает теории о происхождении населения архипелага. Древние образцы периода культуры Лапита показывали большее родство с современными восточноазиатскими популяциями, а более поздние образцы — с папуасскими популяциями.

Анализ генетической структуры современной популяции показал довольно четкое деление населения на генетические кластеры. Наиболее ярко идет деление между северными и южными регионами. Ученые отмечают, что линия разделения проходит через кальдеру Кюва, — вероятно, генетическому обмену между кластерами в какой-то момент препятствовала вулканическая активность. На следующем уровне деления популяции образуют четыре генетических кластера, которые большей частью совпадают с общепринятой классификацией языков архипелага. При максимальном уровне дробления генетической структуры генетические кластеры в большинстве своем ограничены отдельными островами.

Ученые обнаружили географически неравномерное распределение доли восточноазиатского происхождения на архипелаге. Это натолкнуло их на мысль, что популяционные изменения после периода культуры Лапита происходили в несколько волн. Однако дальнейшие исследования генетической истории показали, что миграции как из Индонезийского региона, так и из Полинезии происходили каждая одной волной. Ученые сделали вывод, что миграционные события на архипелаге, начавшиеся около 2.5 тысяч лет назад, были географически неоднородными.

Присутствие полинезийской линии было обнаружено в регионах, где не распространены полинезийские языки. Это означает, что миграции из Полинезии не обязательно приводили к изменению языкового набора.

Генетические данные свидетельствуют о том, что смешение популяций было неравномерным по половому признаку. Так, доля папуасского родства на X-хромосоме у населения архипелага значительно меньше, чем на аутосомах. Дальнейшие исследования показали, что мужчины папуасского происхождения внесли в популяционную историю архипелага на 27% больший вклад, чем женщины.

Наконец, ученые обнаружили довольно высокую связь современной генетической структуры с отдельными островами — всего 5,7% исследованных индивидов переезжали в отдаленные места в течение жизни, 11,81% мигрировали локально. Степень родства внутри отдельных деревень была больше, чем внутри одного острова, на одном острове — больше, чем между островами. При этом излишне близкого родства между супругами не наблюдалось. Однако супруги чаще всего имели схожее происхождение.

Исследователи считают, что данная работа освещает ключевые моменты популяционной истории региона, а также факторы, которые могут влиять на генетическое разнообразие человека по всему миру.

Историю заселения Уоллесии восстановили по древней ДНК