Ингибитор микроРНК лечит поликистоз почек

Новый перспективный препарат для терапии аутосомно-доминантной поликистозной болезни почек, основанный на ингибировании молекулы микроРНК-17, показал многообещающие результаты при тестировании на мышах.

crystal light | Shutterstock.com

Аутосомно-доминантная поликистозная болезнь почек (АДПБП), вызванная мутациями в генах pkd1 или pkd2, — одно из самых распространенных моногенных заболеваний человека; она поражает приблизительно 12 миллионов человек в мире. При этом заболевании в почках образуются множественные кисты, а у половины больных к 60 годам развивается терминальная стадия почечной недостаточности. В настоящее время только одно лекарственное средство было одобрено Управлением по контролю качества продуктов и лекарств США (FDA) для лечения поликистоза почек — Jynarch. Однако этот препарат может вызывать серьезные и потенциально смертельные повреждения печени.

Новый метод лечения разработан сотрудниками Юго-Западного медицинского центра Университета Техаса совместно с биофармацевтической компанией Regulus Therapeutics, которая специализируется на разработке лекарственных средств с микроРНК в качестве активного вещества. Препарат не проявил признаков токсичности при тестировании на животных и на человеческих клетках.

Ранее та же команда ученых под руководством доктора Вишаля Пателя, показала, что микроРНК-17 модулирует рост кисты путем репрессии нескольких генов, включая pkd1 и pkd2, которые кодируют белки полицистин-1 и -2 соответственно. Описанный в новом исследовании олигонуклеотид RGLS4326 является ингибитором микроРНК-17. Молекула была получена в результате скрининга более 190 анти-микроРНК-17.

Несколько ключевых признаков делают RGLS4326 привлекательным потенциальным средством для лечения АДПБП. При введении препарата подкожно мышам с моделью поликистоза почек RGLS4326 способна вытеснять микроРНК-17 из полисом в течение 24 часов, а также дерепрессировать мРНК предсказанных генов-мишеней микроРНК-17. Помимо прочего, молекула доставляется преимущественно в почки, сводя к минимуму потенциальную токсичность для других органов и тканей.

Первая фаза клинических испытаний началась в прошлом году под руководством Regulus Therapeutics. Сейчас препарат проходит дополнительные оценки на безопасность, прежде чем ученые смогут перейти к следующим фазам.

Edmund C. Lee et al. // Discovery and preclinical evaluation of anti-miR-17 oligonucleotide RGLS4326 for the treatment of polycystic kidney disease. // Nature Communications, 2019; 10 (1) DOI:  10.1038/s41467-019-11918-y