Измерено содержание ионов в разных типах растительных клеток

Ученые из Германии и Великобритании объединили методы флуоресцентной сортировки клеток и масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой для анализа содержания ионов в различных типах клеток корня. В опытах на арабидопсисе метод продемонстрировал роль клеток корневых волосков как фильтра, защищающего растение от чрезмерного накопления марганца при недостатке железа.

Распределение ионов по тканям корня растения необходимо исследовать, чтобы понять, как функционирует этот орган, однако до сих пор не существовало эффективных методов для подобных исследований. В новой работе исследователи из Германии и Великобритании использовали для этого модифицированные методы флуоресцентной сортировки клеток и масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой (ИСП-МС).

Метод ИСП-МС основан на подаче жидкого образца в виде аэрозоля на плазму; в результате капли испаряются, а содержащиеся в них атомы распадаются на ионы, которые подаются для анализа на масс-спектрометр. До сих пор ИСП-МС использовался в основном для анализа целостных тканей без разделения на типы клеток. А методы анализа конкретных гистологических регионов все еще не позволяли раздельно анализировать апопласт (внеклеточные структуры — клеточные стенки с межклетниками) и симпласт (протопласты клеток).

Исследования проводились на классическом модельном объекте — резуховидке Таля, или арабидопсисе (Arabidopsis thaliana). Первым шагом стало получение «чистых» протопластов без примеси внешних ионов. Для этого применялся модифицированный протокол, в котором клетки помещали в раствор маннита, содержащий ферменты для гидролиза клеточной стенки. Протопласты затем несколько раз промывали чистым раствором маннита для удаления загрязнений. В полученных таким образом протопластах определили содержание ионов и сравнили результатов с теми, что получились при анализе цельных тканей; оказалось, что данный метод позволяет выявлять различия в содержании ионов в клеточных стенках и симпласте. Так, при недостатке калия содержание кальция и магния повышалось в цельных тканях, но не в протопластах.

Дальнейшие тесты показали, что проведение сортировки и анализ протопластов в течение 30 минут после их изоляции позволяет избежать значимых изменений в уровне содержания ионов. Результаты необходимо корректировать с учетом содержания ионов в буфере для сортировки.

Анализ разных типов клеток выявил различия в распределении элементов по тканям корня: в частности, содержание большинства элементов было выше во внутренних тканях

Авторы провели ряд экспериментов с нокаутом различных ионных транспортеров и изменением содержания элементов в среде. Особый интерес представляют результаты анализа корней при недостатке железа (Fe). Низкая специфичность транспортера IRT1 приводит к тому, что при недостатке Fe он начинает захватывать ионы другие металлов —марганца (Mn), цинка (Zn) и меди (Cu). Трихобласты (клетки, образующие волоски корня) накапливали существенно больше Mn, Zn и Cu, чем все другие типы клеток, в то время как эндодермальные клетки содержали наибольшее количество Fe и наименьшее количество побочных элементов.

Один из основных транспортеров марганца — MTP8. На mtp8- мутантах, выращенных при недостатке Fe и в присутствии Mn, восстановление экспрессии транспортера в трихобластах, но не в эндодермальных клетках было достаточно для предотвращения проявления симптомов Mn-токсичности на листьях. Наконец, авторы искусственно предотвратили образование удлиненных волосков, не нарушая другие функции трихобластов. Это снизило содержание в них Mn при недостатке Fe. В сумме результаты этих опытов указывают на ключевую роль трихобластов в защите растения от токсичности, связанной с аккумуляцией Mn, и подчеркивают роль размера клетки в её способности улавливать и удерживать ионы.

Данный протокол открывает новые пути изучения биологии растений, отмечают авторы.

Исследованы гены грибов, обитающих в корнях растений