Хемокин CXCL8 — потенциальный биомаркер развития сепсиса у младенцев

Иммунная система недоношенных детей быстро развивается. У инфицированных младенцев наблюдается снижение количества Т-клеток, продуцирующих хемокин CXCL8.

RMC42 | Shutterstock.com

Распространенная причина смерти детей, рожденных раньше срока, — развитие инфекций и сопутствующего воспаления. Группа британских исследователей установила, что иммунная система недоношенных детей быстро развивается, приобретая черты взрослой иммунной системы. При этом у младенцев, инфицированных внутриутробно или в постнатальный период, наблюдается низкий уровень провоспалительного хемокина CXCL8.

Ученые в течение трех месяцев следили за развитием популяций иммунных клеток у 39 младенцев, родившихся до 32 недель беременности. Фенотипы клеток определяли методом проточной цитофлуориметрии. Всего было проанализировано 186 популяций иммунных клеток. Исследователи показали, что развитие иммунных профилей у детей, рожденных на более ранних сроках беременности, происходит быстрее, чем у детей, родившихся на более поздних сроках. «Эти данные подчеркивают, что основное развитие иммунитета происходит после рождения, и поэтому даже те дети, которые родились сильно раньше срока, могут развить нормальную иммунную систему», — подчеркивает один из руководителей исследования, доктор Дина Гиббонс.

Исследователи проверили предположение о том, что изменения в иммунной системе ассоциированы с развитием кишечной микробиоты. Для этого они на протяжении всего времени исследования отбирали фекальные образцы младенцев и анализировали их с помощью высокопроизводительного секвенирования участка гена 16S рРНК. Полученные данные соотносили с иммунными профилями. Было показано, что траектория развития иммунной системы у недоношенных детей не зависит от изменений структуры микробиома. Ассоциаций не наблюдалось даже для инфицированных младенцев, которые в течение длительного времени получали антибиотики, значительно изменяющие структуру микробиома.

Ученые также показали, что у недоношенных младенцев с заражением плодных оболочек или постнатальной инфекцией в анамнезе количество T-клеток, продуцирующих хемокин CXCL8, значительно ниже, чем у клинически стабильных детей. Авторы предполагают, что низкий уровень CXCL8 ассоциирован с плохим прогнозом для недоношенных детей. Это означает, что CXCL8, с одной стороны, можно рассматривать как терапевтическую мишень, а с другой — он может служить биомаркером развития сепсиса.

Исследователи планируют продолжить изучение роли CXCL8-продуцирующих T-клеток и процесса их активации, а также выявить и исследовать другие параметры иммунной системы недоношенных детей, ассоциированные с инфекцией.

Kamdar, S., et al. // Perinatal inflammation influences but does not arrest rapid immune development in preterm babies. // Nature Communications, 2020; DOI: 10.1038/s41467-020-14923-8