«Клетки-зомби» препятствуют восстановлению спинного мозга у млекопитающих

Ученые из Португалии исследовали роль постаревших клеток, или «клеток-зомби», в восстановлении спинного мозга у двух модельных объектов — домовой мыши и рыбки данио. Такие клетки создают ингибирующее микроокружение и препятствуют регенерации спинного мозга у мыши. При использовании препаратов, инициирующих гибель постаревших клеток, наблюдалась положительная динамика восстановления спинного мозга у мышей.

Спинной мозг мыши в разрезе

Diogo Paramos-de-Carvalho | Пресс-релиз

Повреждение спинного мозга у человека имеет неблагоприятный прогноз. У млекопитающих спинной мозг восстанавливается плохо, и на данный момент не существует эффективной терапии, гарантирующей полное возвращение к норме.

В последнее время особый интерес привлекла роль постаревших клеток, или «клетки-зомби», в восстановлении различных тканей. Их назвали так из-за того, что несмотря на остановку роста и деления, не произошла активация программируемой клеточной гибели. Ученые из Португалии исследовали роль таких клеток в восстановлении спинного мозга.

В качестве модельных объектов использовали домовую мышь и рыбку данио. У мышей, как и у всех млекопитающих, спинной мозг плохо восстанавливает функциональность после повреждения, у рыбок восстановление происходит успешно. Используя гистохимическое окрашивание, авторы показали, что у рыбки данио временно увеличивается число постаревших клеток (по большей части нейронов) в области повреждения, но затем возвращается к исходному уровню. По сравнению с рыбкой данио, у мыши уровень таких клеток не только не возвращается к норме, но и увеличивается с течением времени.

Для оценки роли «клеток-зомби» в восстановлении спинного мозга у мышей авторы использовали сенолитики — препараты, инициирующие гибель постаревших клеток. При использовании таких препаратов, как ABT-63 или дазатиниб + кверцетин, у мышей улучшились двигательные функции и чувствительность. Это произошло благодаря снижению уровня воспаления и рубцевания ткани, а также сохранению миелиновой оболочки и способности к росту аксонов.

Авторам работы также удалось выявить ряд факторов, уровень которых зависит от активности постаревших клеток. В их число входят провоспалительные агенты, факторы, стимулирующие фиброз, молекулы адгезии и CCL20 — паракринный фактор старения. Эти клетки изменяют свое микроокружение и препятствуют восстановлению ткани.

Исследование важно для понимания молекулярных механизмов, срабатывающих при повреждении спинного мозга. Авторы считают, что медицина еще далека от полного восстановления спинного мозга при травмах, но использование препаратов, нацеленных на постаревшие клетки, может быть полезно при терапии.

Paramos-de-Carvalho D., et al. // Targeting senescent cells improves functional recovery after spinal cord injury // Cell Reports 36, 109334, published July 6, 2021. DOI: 10.1016/j.celrep.2021.109334