Комары A. aegypti и A. albopictus из Никарагуа переносят генетически различные вирусы чикунгунья

Обитающие в Южной и Центральной Америке комары переносят такие вирусные заболевания, как лихорадка Зика, денге, чикунгунья, желтая лихорадка и другие. Российские ученые совместно с коллабораторами из Никарагуа изучили комаров, отловленных в Центральной Америке, на носительство различных вирусов. В комарах рода Aedes spp. были обнаружены вирусы денге и чикунгунья. Анализ мутаций в геноме вируса чикунгунья показал, что штамм, переносимый A. aegypti, значительно отличался от переносимого A. albopictus.

В 2023 году наблюдается рост заболеваемости вирусными инфекциями, распространяемыми комарами, такими как лихорадка денге. Мониторинг численности комаров и анализ их инфицированности арбовирусами позволяют прогнозировать появление новых возбудителей и уровень заболеваемости уже известными инфекциями. Российские ученые совместно с коллабораторами из Никарагуа проанализировали, носителями каких инфекций являются комары родов Aedes spp., Culiseta spp. и Culex spp., отловленные в лесах Никарагуа в 2001 году. Результаты были опубликованы в «Журнале микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии». Авторы выделили вирусы чикунгунья и денге из комаров Aedes spp. и изучили мутации, а также провели филогенетический анализ.

В четырех локациях Никарагуа были отловлены комары трех родов: Aedes spp., Culiseta spp. и Culex spp. Больше всего особей относились к роду Aedes spp. — 954 особи, включающие 640 особей вида A. aegypti и 314 особей вида A. albopictus. На Culiseta spp. и Culex spp. пришлось 188 и 278 особей соответственно.

В семи из 105 исследованных пулов комаров A. aegypti (5–8 особей в пуле) была обнаружена РНК вируса денге, а в трех пулах — РНК вируса чикунгунья. В одном из 54 пулов A. albopictus ученые обнаружили РНК вируса денге и в одном пуле — РНК вируса чикунгунья. Совместно РНК этих вирусов не детектировалась ни в одном пуле. РНК вирусов Зика и желтой лихорадки не была обнаружена. В 46 пулах комаров рода Culex spp. и в 31 пуле Culiseta spp. РНК анализируемых вирусов не выявлялась.

Для получения изолятов вирусов и анализа исследователи инфицировали монослой клеток С6/36. Изоляты содержали вирусы чикунгунья и денге 1 и 2 типа. Секвенирование нуклеотидных последовательностей генов 6K, E1, E2, NS1 вируса чикунгунья из комаров A. albopictus показало, что это был тот же штамм, который был изолирован в этом же месте в 2018 году. В аналогичных последовательностях вируса чикунгунья, выделенных из A. aegypti, были обнаружены нуклеотидные и аминокислотные замены: в области 6K — четыре нуклеотидных и четыре аминокислотных замены, в области Е1 — 16 нуклеотидных замен, 10 из которых приводили к аминокислотным заменам, в области Е2 — 14 нуклеотидных и 11 аминокислотных замен и в области NS1 — 33 нуклеотидных и 19 аминокислотных замен.

Авторы исследования отметили, что большинство нуклеотидных и аминокислотных замен, выявленных в данном исследовании, не соответствовало заменам, характерным для этого региона. Вероятно, причиной этого может быть источник вирусных изолятов, на которых проводили исследования. Обычно ученые используют изоляты, полученные из сыворотки крови инфицированных людей, и только в редких случаях вирусы выделяли из комаров. Кроме того, обычно для исследований комаров отлавливали в пределах городских агломераций, и редко — за пределами города и на удаленных территориях, как было сделано в данном исследовании.

Наконец, филогенетический анализ показал, что ближайшим родственником изолированного штамма вируса чикунгунья является вирус, выделенный из человеческого организма в Африке в 2011 году. Предполагаемое время жизни общего предка этих штаммов составило 21 год. Также исследуемый изолят вошел в кластер с прототипными штаммами, выделенными в Танзании и Африке в 1952–1986 годах.

Таким образом, в исследовании было показано, что в лесах Никарагуа обитают комары-носители вирусов чикунгунья и денге, которые относятся к видам A. aegypti и A. albopictus. Были продемонстрированы генетические различия вирусов чикунгунья, выделенных из этих видов комаров, а филогенетический анализ указал на родство изученных вирусов с африканскими штаммами.

Вирус чикунгуньи передается от клетки к клетке напрямую