Комбинация ингибиторов PARP и химиотерапии повысила выживаемость у пациентов с раком молочной железы
Ингибиторы поли(АДФ-рибоза)-полимеразы (PARPi) зарекомендовали себя как эффективная неоадъювантная терапия при лечении рака молочной железы с мутациями в генах BRCA1 и BRCA2. Однако комбинированное применение PARPi с химиотерапией затруднено из-за токсичности по отношению к костному мозгу. Новое клиническое исследование показало, что, если выждать три дня между химиотерапией и PARPi, то это значимо повышает выживаемость по сравнению с лечением только химиотерапией (общая выживаемость 100% против 88,2% в течение 36 месяцев) без значительного усиления побочных эффектов.

Ингибиторы поли(АДФ-рибоза)-полимеразы (PARPi) эффективны в качестве неоадъювантной (назначаемой перед хирургическим вмешательством) терапии при лечении рака с мутациями в генах BRCA1 и BRCA2 (BRCA2m). Предположительно, комбинация PARPi с химиотерапией может повысить эффективность лечения, однако назначение одновременно двух препаратов связано с токсичностью по отношению к костному мозгу, так как обе терапии вызывают повреждения ДНК. Новое клиническое исследование, проведенное британскими учеными, показало, что необходимо выждать некоторое время между PARPi и химиотерапией, тогда выживаемость пациентов возрастает без значительного усиления побочных эффектов.
Ученые начали с проведения доклинических исследований на крысах (механизм ответа на повреждения ДНК у крыс ближе к человеческому, чем у мышей). Целью исследования было выявление оптимального промежутка времени между химиотерапией и PARPi. Опыты показали, что вызванные химиотерапией (карбоплатином) повреждения ДНК в костном мозге сохраняются в течение 48 часов, в то время как повреждения в BRCA2m раковых клетках продолжают накапливаться после этой временной отметки. Проточная цитометрия показала, что введение PARPi (олапариба) спустя 48 и более часов после химиотерапии не повышало токсичность по отношению к костному мозгу. Таким образом, именно промежуток в 48 часов был выбран для клинических исследований.
В рамках клинического исследования 45 пациентов с BRCA2m раком молочной железы получали только химиотерапию (контрольная группа), 39 получали олапариб, начиная с третьего дня после химиотерапии (исследуемая группа) и 22 получали олапариб, начиная с двух дней до химиотерапии (дополнительная группа сравнения, не включенная в третью фазу исследования).
Данные по ответу на терапию на момент операции были доступны для 39 пациентов в исследуемой и 43 пациентов в контрольной группе. Значимых различий в ответе на терапию между группами не наблюдалось (полный ответ у 64,1% и 69,8% пациентов соответственно). В то же время наблюдалось значимое различие в бессобытийной выживаемости в течение 36 месяцев — 96,4% (одно событие) в исследуемой группе против 80,1% (девять событий) в контрольной группе. Также различия зарегистрированы для общей выживаемости — 100% (нет смертей) и 88,2% (шесть смертей) соответственно. Ad hoc анализ исключенной группы, получавшей олапариб до химиотерапии, показал, что в ней наблюдались наихудшие показатели бессобытийной и общей выживаемости — 66,7% (девять событий) и 72,7% (шесть смертей) соответственно.
Хотя между исследуемой и контрольной группой наблюдались различия в профилях нежелательных явлений, частота прекращения лечения из-за побочных эффектов и качество жизни были сопоставимыми между группами.
Таким образом, комбинированная терапия карбоплатином и олапарибом способна повысить выживаемость у пациентов с раком груди при условии соблюдения промежутка между администрацией препаратов.
Противоопухолевая терапия ингибиторами PARP повреждает Т-клетки
Источник:
Abraham J.E., et al. Neoadjuvant PARP inhibitor scheduling in BRCA1 and BRCA2 related breast cancer: PARTNER, a randomized phase II/III trial // Nat Commun 16, 4269, published May 13, 2025, DOI: 10.1038/s41467-025-59151-0