Макрофаги способны преодолевать иммуносупрессивный эффект гипоксии в микроокружении опухоли

Считается, что присутствие макрофагов в опухоли связано с неблагоприятным исходом из-за перепрограммирования их в иммуносупрессивные клетки. Это перепрограммирование вызывается в том числе гипоксией в опухолевом микроокружении. Однако ученые из Испании и Франции проанализировали свойства макрофагов, которые дифференцировались при недостатке кислорода, и обнаружили, что в таких условиях макрофаги способны приобретать провоспалительный фенотип.

Credit:
123rf.com

Гипоксия в опухоли возникает вследствие быстрой пролиферации клеток, опережающей кровоснабжение из-за отсутствия эффективной сосудистой системы внутри новоообразования. Такое кислородное голодание вынуждает раковые клетки и окружающие ткани адаптироваться таким образом, который обычно способствует выживанию и росту опухоли. Однако недавно эта устоявшаяся парадигма была подвергнута сомнению. В журнале Science Advances вышло исследование, посвященное идентификации и характеризации группы иммунных клеток, которые в условиях гипоксии более эффективно борются с опухолью.

Для изучения того, как гипоксия влияет на фенотип и молекулярный профиль иммунных клеток, исследователи дифференцировали моноциты в макрофаги в нормоксических (21% кислорода) и гипоксических (1% кислорода) условиях. Для активации и/или созревания их дополнительно стимулировали липополисахаридом (ЛПС). Анализ функциональных, эпигенетических и транскрипционных профилей показал, что макрофаги, которые дифференцируются и активируются в условиях гипоксии, запускают усиленную провоспалительную программу, для которой характерно повышение секреции воспалительных цитокинов (IL-6, TNFα), более высокий уровень экспрессии HLA-DR (лиганд для Т-клеточного рецептора) и костимулирующих белков CD86 и CD80. Экспрессия поверхностных маркеров покоящихся макрофагов (CD14, CD206, и CD163) была снижена, как и продукция противовоспалительного IL-10. Кроме того, иммуносупрессивное действие на CD8+ Т–клетки ослабевало.

Ключевую роль в таких изменениях играл фермент TET2, участвующий в деметилировании ДНК. В условиях гипоксии происходило ингибирование TET2 и, следовательно, уровень метилирования большого кластера генов повышался, однако для провоспалительных генов (например, IL-6) авторы нашли «обходной путь» — активация NF-κB восстанавливала требуемый уровень метилирования их регуляторных элементов и даже приводила к оверэкспрессии. Это способствовало приобретению макрофагами провоспалительного фенотипа.

Транскриптомный профиль макрофагов также менялся в условиях гипоксии, и это регулировалось в основном HIF1α и NF-κB. Ассоциированные с HIF1α гены были связаны преимущественно с переключением метаболизма на гликолиз, ассоциированные с p65 (субъединица NF-κB) гены — с дифференцировкой и адгезией иммунных клеток. Связанные с обеими регуляторами гены были вовлечены в ответ на ЛПС. Таким образом, макрофаги, дифференцированные в условиях гипоксии, проявляли на транскрипционном уровне не только повышенную гипоксическую и гликолитическую активность, но и высокую активность сигнальных путей, связанных с иммунитетом, включая IFN, TNF, STAT и NF-κB.

Работа ставит под сомнение традиционную точку зрения о том, что низкий уровень кислорода в опухолях способствует только прогрессированию рака. Так, наличие гипоксических макрофагов было ассоциировано с благоприятным исходом у пациентов с карциномой яичника и карциномой мочевого пузыря. Таким образом было показано, что гипоксия способна изменять эпигенетический и транскрипционный ландшафт, активируя некоторые популяции иммунных клеток и снижая иммуносупрессивное действие микроокружения опухоли. Полученные данные позволяют рассматривать гипоксические макрофаги и их перепрограммирование как одну из стратегий в борьбе с онкологическими заболеваниями.


Макрофаги собираются в кластеры для борьбы с солидными опухолями

Источник

de la Calle-Fabregat C. et al. NF-κB and TET2 promote macrophage reprogramming in hypoxia that overrides the immunosuppressive effects of the tumor microenvironment // Science Advances, published online: 18 September 2024. DOI: 10.1126/sciadv.adq5226

Добавить в избранное