Микробиом кишечника влияет на риск смерти при раке простаты

Ученые из США проанализировали связь между метаболитами кишечного микробиома и протеканием рака простаты. Оказалось, что повышенное содержание фенилацетилглутамина, холина и бетаина в крови ассоциировано с увеличением риска летального исхода.

Модель молекулы фенилаланина — предшественника фенилацетилглутамина.

Credit:  foxterrier2005 | 123rf.com

Метаболиты кишечного микробиома могут оказывать значимое воздействие на здоровье хозяина. Ранее было показано, что триметиламин (TMA) — продукт микробной переработки бетаина — окисляется в печени до триметиламин N-оксида (TMAO), активного соединения, ассоциированного с агрессивным раком простаты. В новой работе ученые из Кливлендской клиники и Гарвардской медицинской школы (США) проверили, как связан микробный метаболизм предшественников TMA (холина, карнитина и других) с летальностью этого вида рака.

Ученые работали с образцами участников большого скринингового исследования, которое проходило в США с ноября 1993 по июль 2001 гг. для популяции в возрасте от 55 до 74 лет. Участники исследования наблюдались на протяжении шести лет во время исследования и не менее семи лет после него. Образцы крови (до постановки диагноза), демографические данные и результаты скрининга собирали до 2009 года. В 2015 году была составлена статистика смертности среди испытуемых и установлены причины летальных исходов.

В новую работу были включены данные по сывороткам крови 173 пациентов, погибших от рака простаты, и 519 мужчин из контрольной группы — в этой группе рак простаты без летального исхода к концу периода наблюдения развился у 16,4% участников. Метаболиты в крови определяли с помощью масс-спектрометрии.

Статистический анализ показал, что для мужчин с повышенным уровнем фенилацетилглутамина (PAGln) риск летального рака простаты увеличивался в два-три раза. Кроме того, ассоциации с повышенным риском рака простаты наблюдались для холина и бетаина.

Фенилацетилглутамин — это продукт метаболизма фенилаланина, аминокислоты, присутствующей во многих продуктах растительного и животного происхождения, например, в сое, фасоли и мясе. Высокое содержание холина и бетаина характерно для красного мяса и молочных продуктов с высокой жирностью.

Ранее ученые уже связывали различные метаболиты кишечного микробиома с сердечно-сосудистыми заболеваниями и инсультом, однако исследование в контексте рака простаты проводилось впервые.

«Интересно, что PAGln связывается с теми же рецепторы, что и бета-блокаторы, которые используют для снижения артериального давления и, как следствие, уменьшения риска сердечных приступов, — говорит один из авторов исследования доктор Стэнли Хейзен, глава Центра микробиома и здоровья человека Кливлендской клиники. — Это означает, что эффективность бета-блокаторов может быть частично объяснена блокированием активности метаболита».

По мнению авторов, метаболиты кишечного микробиома — перспективные биомаркеры риска рака простаты. Они надеются, что однажды можно будет снижать риск развития заболевания, корректируя питание.

Chad A.Reichard, et al. Gut Microbiome-Dependent Metabolic Pathways and Risk of Lethal Prostate Cancer: Prospective Analysis of a PLCO Cancer Screening Trial Cohort // Cancer Epidemiology Biomarkers & Prevention, published october 28, 2021; DOI: 10.1158/1055-9965.EPI-21-0766