Мутации в генах BRCA1 и BRCA2 опасны для лиц обоего пола

Гены BRCA1 и BRCA2 еще в начале 90-х годов были идентифицированы как гены предрасположенности к раку молочной железы и раку яичников, и наличие мутаций в них традиционно рассматривалось как фактор высокого риска для женщин. Между тем оба гена имеют отношение к обеспечению стабильности генома, участвуя в механизме гомологичной рекомбинации при репарации двухцепочечной ДНК, и нарушения в любом из них могут привести к злокачественной трансформации не только клеток молочной железы и яичников, но и других органов, в частности, простаты и поджелудочной железы.

H Art | Shutterstock.com

Колин Притчард из Вашингтонского университета (Сиэтл), руководитель отдела прецизионной диагностики в Институте прецизионной медицины Бротманов — Бейти, считает, что название «синдром наследственного рака молочной железы и яичников» вводит в заблуждение, и его надо заменить. Оно создает впечатление, что мутации в BRCA1 и BRCA2 считаются фактором риска только для женщин. На самом деле эти гены не являются визитной карточкой «женского рака», мутации в них одинаково опасны для лиц обоего пола. Однако клинические генетики слишком редко рекомендуют тестирование на подобные мутации пациентам мужского пола. Так, в Соединенных Штатах женщин, прошедших тестирование на эти мутации, было в десять раз больше, чем мужчин, в то же время количество протестированных на колоректальный рак оказалось примерно одинаковым.

Имеются данные, что мужчины, у которых были обнаружены мутации в генах BRCA1 или BRCA2, часто не соотносят эти находки с собственным риском развития рака и предпочитают не сообщать такую информацию своим семьям. Кроме того, не всегда учитывается тот факт, что мутантный вариант гена может быть передан дочери от отца. Лучшая информированность в этой области может существенно изменить ситуацию в ранней профилактике развития рака молочной железы и яичников.

Что касается риска для носителей мужского пола — значительная доля мужчин с раком предстательной железы и особенно его формой, отягощенной многочисленными метастазами, имеют мутации именно в этих генах. Поэтому в последнем варианте клинических рекомендаций США людям с наиболее распространенной формой рака предстательной железы рекомендовано тестирование на наличие мутаций в генах BRCA1 и BRCA2.

Колин Причард предлагает заменить громоздкий термин «наследственный рак молочной железы и яичников» на «синдром Кинг» — в честь генетика Мэри-Клэр Кинг, первооткрывателя гена BRCA1. Такое переименование, по мнению Причарда, сразу же принесет пользу как системе здравоохранения в целом, так и пациентам. Удаление привязки риска развития онкопатологии к женскому полу позволит специалистам более полно представить спектр раковых заболеваний, связанных с этими двумя генами, увеличит количество тестирований на носительство мутаций них, а тем самым и число спасенных жизней.

«Некоторые могут не согласиться с тем, что “синдром Кинг” — лучший выбор для нового названия, потому что оно не описывает синдром, — замечает Притчард. — Они могут предпочесть что-то вроде “синдрома дефицита гомологичной репарации ДНК”. Но подобное название опять-таки будет трудно запомнить провайдерам и пациентам». С другой стороны, давать название синдромам в честь ведущего ученого, описавшего его, — давняя традиция медицинской науки.

Colin C. Pritchard. // New name for breast-cancer syndrome could help to save lives. // Nature 571, 27-29 (2019); DOI: 10.1038/d41586-019-02015-7