Мутации в генах ДНК-полимераз связаны с положительным ответом на иммунотерапию

Опухоли с функциональными мутациями в генах, кодирующих каталитические субъединицы ДНК-полимераз δ и ε, вызывают повышенный противоопухолевый иммунитет у мышей. Неправильная работа полимераз приводит к появлению уникальных мутационных сигнатур в раковых клетках. По мнению авторов, эти сигнатуры можно использовать, чтобы предсказать ответ опухоли на терапию ингибиторами контрольных точек иммунитета.

Гены POLE и POLD1 кодируют каталитические субъединицы ДНК-полимераз δ и ε соответственно. Патогенные варианты в их последовательностях приводят к появлению быстро мутирующих опухолей, в которых часто присутствует много иммунных клеток. Это может быть потенциальным предиктором положительного ответа на терапию ингибиторами контрольных точек иммунитета. Однако функциональные последствия появления вариантов, ассоциированных с дефектами полимераз, до сих пор остаются неизученными.

Исследователи из США провели полномасштабное исследование человеческой меланомы с дефектными полимеразами на мышиных моделях. Они обнаружили, что опухоли с мутациями в каталитических доменах лучше реагируют на иммунотерапию, чем интактные образцы. Также мыши с мутантной опухолью формировали активный иммунный ответ и демонстрировали более высокую общую выживаемость.

Ученые секвенировали опухоли с функциональной мутацией в гене POLE и без нее после трансплантации в организм иммунокомпетентных мышей. Они обнаружили, что в условиях активного иммунитета мутантные раковые клетки экспрессируют значительно больше генов, связанных с инфильтрацией опухоли Т-клетками и естественными киллерами, а также с адаптивным иммунным ответом и воспалением.

Мутантные образцы были обогащены профилирующими иммунными клетками и Т-киллерами, но в них было меньше опухоль-ассоциированных макрофагов и супрессорных клеток миелоидного происхождения. Блокада иммунных контрольных точек в таких опухолях приводила к повышению их воспалительного статуса и активному размножению иммунных клеток.

Изучив мутации, которые произошли в мутантной клеточной линии за восемь недель, ученые обнаружили три новых мутационных сигнатуры. Интересно, что эти же сигнатуры присутствовали и в образцах, полученных от пациентов. Ученые предположили, что с помощью новых данных можно предсказать функциональный дефект в гене полимеразы. Для этого они использовали модель логистической регрессии, которая была натренирована на образцах с подтвержденным присутствием функциональных мутаций в генах POLE и POLD1. На тестовом наборе данных модель продемонстрировала точность в 99%. После смены обучающих и тестовых данных на результаты панельного секвенирования, которые чаще используются в клинической практике, точность модели упала до 94%.

Одновременно с функциональными мутациями POLE и POLD1 в опухоли может присутствовать нарушение репарации неспаренных оснований, которое также приводит к хорошему ответу на иммунотерапию. Чтобы исключить ее влияние и продемонстрировать особую роль мутаций в POLE и POLD1, авторы отобрали 2700 образцов разных видов рака с функционирующей репарацией неспаренных оснований. Пациенты получали терапию анти-PD-1/PD-L1 препаратами. Эти опухоли были классифицированы с помощью модели на обладающие функциональным и нефункциональными дефектами в полимеразах.

Подробный анализ показал, что пациенты, у которых было предсказано наличие функциональных вариантов, демонстрируют более высокую общую выживаемость. Интересно, что прогностическая способность модели была выше, чем у существующих предикторов (например, мутации в экзонуклеазном домене).

Наконец, исследователи проанализировали механизм, лежащий в основе повышенной иммуногенности опухолей с функциональными мутациями полимераз. Они выяснили, что в таких образцах пептиды, представленные в комплексе с HLA-I, имеют много гидрофобных участков. Ученые предполагают, что повышенная гидрофобность приводит к более прочному взаимодействию с T-клеточными рецепторами и способствует развитию иммунитета. Как выяснили авторы, увеличение гидрофобности связано со спецификой мутационных сигнатур, которые склонны к генерации более гидрофобных и неполярных аминокислотных остатков.

Результаты работы подтверждают, что мутационные сигнатуры могут быть использованы для предсказания ответа пациента на иммунотерапию.

Xiaoxiao Ma, et al. Functional landscapes of POLE and POLD1 mutations in checkpoint blockade-dependent antitumor immunity // Nature Genetics. 2022. DOI: 10.1038/s41588-022-01108-w