На протекание COVID-19 влияют особенности пациента, но не вируса

Исследователи из Шанхая проанализировали клинические, молекулярные и иммунологические данные по 326 подтвержденным случаям COVID-19, выявленным до конца февраля, чтобы понять, какие характеристики вируса и (или) пациента влияют на развитие болезни. Связи с вариациями генома вируса проследить не удалось. Среди неблагоприятных для пациента характеристик отмечены старший возраст, низкий уровень лимфоцитов и высокие концентрации IL-6 и IL-8.

Juan Gaertner | Shutterstock.com

Статья шанхайских исследователей была опубликована в виде препринта в конце марта, сейчас принятая к публикации версия размещена на сайте Nature. Среди 326 пациентов 104 не имели никаких связей с провинцией Хубэй, которая в январе-феврале была наиболее неблагополучной по коронавирусной инфекции, остальные или приехали оттуда, или общались с приезжими. Пятеро инфицированных были бессимптомными, у большинства заболевание протекало легко; симптомы одышки были у 12 человек, еще у 16 развился острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС). Умерли по состоянию на 1 апреля шестеро.

Для 112 образцов SARS-CoV-2 получили последовательности генома, в том числе для 94-х — более 90%. Их рассмотрели вместе с геномами, размещенными в базе Глобальной инициативы по совместному использованию данных о гриппе (GISAID). Повторяемость вариаций (признак, который может указывать на действие отбора) в шанхайских геномах была такой же, как в геномах GISAID. Авторы выделили две линии коронавируса, возникшие, очевидно, еще в начале вспышки в Ухане. Линии не различались ни по вирулентности, ни по клиническим картинам у больных. Интересно, что варианты вируса, полученные от шести пациентов, так или иначе связанных с Уханьским рынком морепродуктов, попали в одну кладу, а три без такой истории — в другую, причем вторая клада выглядит старшей (некоторые участки более сходны с геномом коронавируса летучей мыши Bat-SARS-CoV-RaTG13. Авторы считают это аргументом в пользу того, что вспышка, вопреки первоначальному мнению, могла начаться не на рынке.

С другой стороны, иммунологические и биохимические параметры пациентов показали явную связь с тяжестью болезни. Лимфоцитопения — аномально низкий уровень лимфоцитов в крови, особенно сниженное количество CD4+ и CD8+ Т-клеток (Т-киллеров и Т-хелперов) при поступлении была предиктором прогрессирования заболевания. У пациентов с тяжелым или критическим течением болезни наблюдались высокие уровни IL-6 и IL-8, и они коррелировали со сниженным количеством лимфоцитов, в частности, CD3+. Более пожилой возраст был отмечен как фактор риска, независимый от лимфоцитопении.

Авторы делают вывод, что тяжесть заболевания обусловлена главным образом характеристиками пациента. Основные детерминанты тяжелого протекания COVID-19 — возраст, лимфоцитопения и связанный с нею цитокиновый шторм. Генетические вариации вируса не оказывают значительного влияния на исход.

Xiaonan Zhang, et al. // Viral and host factors related to the clinical outcome of COVID-19. // Nature, 2020, DOI: 10.1038/s41586-020-2355-0